Бизнес
6817

Что происходит на рынке офисной недвижимости Улан-Удэ?

Еще несколько лет назад бизнесмены жаловались на то, что в нашем городе мало качественных офисов. Чаще всего под них переделывали здания еще советской постройки: бывшие проектные институты, административные корпуса заводов и фабрик, старые гостиницы. Наш небольшой анализ рынка офисной недвижимости показал, что в Улан-Удэ по классификации очень мало не только офисов западного стандарта, но и существующие бизнес-центры не всегда удовлетворяют новые потребности бизнесменов в проведении конференций, круглых столов, тренингов, пресс-конференций, выставочных мероприятий и корпоративных вечеров.

Фото mightecart.com

В мировой практике принято делить офисы на классы «A», «B», «C», «D», «E». Первые два считаются офисами западного стандарта, «C», «D» и «Е» - отечественного.

В столице Бурятии, к сожалению, больше всего офисов класса «Е». Это, как правило, переоборудованные подвальные и полуподвальные помещения, переданные в нежилой фонд квартиры. На окраинах города можно встретить даже офисы класса «D» - здания с устаревшими инженерными коммуникациями, деревянными перекрытиями. Риэлторы говорят, что особенно много таких офисов в районах ЛВРЗ, Батарейки и Шишковки. Такие офисы любят управляющие компании. Самый удачный пример офиса в этом секторе – офис компании «Белая юрта» на ЛВРЗ. Но никакой евроремонт не может обеспечить в таких условиях проведение больших мероприятий.

Небольшие фирмы могут позволить себе офисы класса «С», помещения, арендованные у НИИ или производственных предприятий. Прежде всего, это бывшие цеха ТСК и здания «Бурятгражданпроекта» на Элеваторе, а также бывшее здание проектного института на Борсоева, 7а. В этой категории наиболее удачно расположен офис «Росгосстраха» по улице Маяковского. Но офисы в зданиях такой категории тоже стеснены советской постройкой, когда для больших собраний предусматривался красный уголок или небольшой актовый зал. Естественно, что и эти помещения давно сданы в
аренду.

- В 2000 годах, когда только начинали проводить тренинги, мы даже и не могли мечтать о специальных помещениях. В основном проводили на территории заказчика. А вот с открытыми тренингами всегда стоял вопрос, – вспоминает руководитель Центра образования и бизнеса «Ресурс», бизнес-тренер, коуч Дулма Содномова.

Новые центры
С выходом в середине 2000-х на рынок аренды новых торговых и бизнес-центров с высокой долей свободных площадей (как во введенных в эксплуатацию, так и в строящихся объектах) появилась тенденция к увеличению офисов класса «В». Они располагаются в новых или в только что реконструированных и переоборудованных зданиях вроде торговых центров «Садко», «Курбатовский» или «Таврический». У них есть почти все необходимые инженерные коммуникации. Но большой минус – маленькая парковка на открытом воздухе и почти полное отсутствие конференц-залов. Первые этажи таких зданий владельцы сначала предпочитали сдавать под рестораны или магазины. Как офисы такие торговые центры себя не оправдали, пришлось даже продать «Таврический» под здание Советского суда. С тех пор рынок офисной недвижимости в Улан-Удэ начал медленно, но верно меняться в лучшую сторону.

- Тренинги в последнее время стали особым явлением. Ведь проводить массовый учебно-практический процесс намного проще, чем уделять время каждому сотруднику, выясняя его способности или недочеты в работе, – объясняет Дулма. - Однако важно не просто заплатить за тренинг, важно выбрать помещение для корпоратива так, чтобы последующий процесс стал действительно эффективным. Ведь если в зале душно, отсутствуют кондиционеры, не говоря уже о флипчарте, то об успехе мероприятия можно и не думать. За много лет работы я перепробовала разные залы. Например, «Сагаан Дали» в БДЦ. Даже такая мелочь, как удобные стулья для участников и возможность регулировать температуру в помещении, сделала незаметным долгий день семинара.

Действительно, пока первый в республике деловой центр класса «А» – Бурятский деловой центр. К этому классу относят помещения, расположенные в бизнес-центрах и новых офисных комплексах. Офисы в них не просто оборудованы по последнему слову техники, а сделаны по принципу «умного дома». Поэтому имеют высокий уровень сервиса, оборудованы подземным паркингом, оптоволоконной связью. Именно в классе «А» предусмотрены вместительные конференц-залы, охраняемые стоянки, собственные службы управления, обслуживания и безопасности. Специалисты подразделяют класс «А» на подклассы по дополнительным удобствам. Например, в подклассе «А1» есть рестораны, как в БДЦ, «Гэсэре», «Бурятии», «Сибири», «Байкале». Правда, не стоит забывать, что последние четыре все же являются отелями и обязаны иметь рестораны. К тому же большинство гостиниц в Улан-Удэ получают доход не от деловых мероприятий. Сбалансированный конференц-продукт в столице республики предлагает редкое заведение. Да и не каждый отель обладает конгрессным оборудованием: офисной и копировальной техникой, аудио- и видеоаппаратурой для презентаций, конференций, синхронного перевода, модулями для выставок.

Рынок конференц-услуг
Не надо быть экспертом, чтобы видеть, как зависит рынок офисной недвижимости от развития экономики региона и увеличения числа компаний. Из национальных или федеральных компаний можно выделить разве что банки, но они предпочитают свои здания. Власти всячески пытаются заманить инвесторов в Бурятию, забывая о том, что крупные зарубежные компании предъявляют высокие требования к офисам, вплоть до репутации собственника, эффективности планировки, расположения и инфраструктуры.

- В свое время для австрийских собственников аэропорта Байкал мы проводили большую презентацию в Улан-Удэ. Тогда это было в новинку, и мы столкнулись с тем, что заказчики одним из основных требований выставили наличие представительного помещения в центре города с большим количеством удобных посадочных мест как для самих участников, так и для представителей прессы с мультимедиааппаратурой. К сожалению, в то время был дефицит подобного рода площадок. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, – считает директор ИРА «Восток-Телеинформ» Анжелика Мешкова.

Растет в Улан-Удэ и потребность в современных бизнес-площадках, где кроме семинаров, брифингов, круглых столов можно провести тренинги. Как правило, к ним заказывают кофе-брейк и даже обед, чаще всего «шведский стол».

Как выбрать зал для деловых мероприятий
К основным параметрам, по которым выбирается помещение для эффективного тренинга, относят:
• размер,
• освещение,
• звук,
• оборудование.

- Первое, что надо уточнить, это размер. В маленьком помещении будет, естественно, тесно, а вот в гигантском участники просто разбредутся по углам и тренеру будет сложно сконцентрироваться. Не должно быть ни препятствий внутри (колонн, тумб и прочих закрывающих пространство деталей), ни низких потолков, – советует тренер.

Освещение должно быть также продумано. Светящее в окна солнце помешает сосредоточиться, в слишком темном помещении люди будут засыпать. То же самое касается и звука. Очень часто неисправные лампы раздражают участников своим фоновым гулом. Не должно быть слышно и соседей. Это отвлекает. Голос оратора должен доходить до всех участников, а не только до первых рядов. Желательно, чтобы звуковая аппаратура была уже инсталлирована и ее следует проверить на исправность.

Что касается оборудования, то приличная компания, сдающая в аренду зал для тренинга, позаботится о том, чтобы в помещении было все необходимое. На сплит-системы цены не настолько высоки, чтобы экономить, а флипчарт и микрофоны просто обязаны быть. Без должного оборудования, удобной мебели и подручных элементов для тренера зал брать не следует.

Для удобства читателей приводим базу деловых площадок Улан-Удэ.

tabl conf 1

tabl conf 2

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях