В ноябре завершается первый этап программы по утилизации старых автомобилей. Программа, стартовав в марте, охватила больше дюжины российских регионов, в том числе и Бурятию. Однако в республике, где насчитывается свыше 150 тыс. автомобилей со сроком эксплуатации более десяти лет, за все время действия программы поступило только три заявления на обмен



Бурятия при Ангарске

Основная причина отсутствия ажиотажа, считают эксперты, в том, что в республике нет собственного утилизатора. По словам заместителя руководителя республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий Юрия Автухова, прорабатывались практически все организации, которые имеют лицензию на сбор и переработку опасных отходов, и у кого есть достаточный штат людей, чтобы организовать утилизатор, но ни одна из них не заинтересовалась условиями программы.

По словам Автухова, либо они работали по другому профилю, либо не имели финансовых средств, чтобы организовать утилизацию старых машин. Правительство республики обратилось к ближайшим регионам – Новосибирскую область и Красноярский край.

Половина из тамошних организаций уже предварительно согласились на сотрудничество, но в это время статус утилизатора получил еще и пункт в Ангарске, который намного ближе к Бурятии, и куда транспортировка обходится значительно дешевле. В итоге Ангарск и был определен местом утилизации для старых авто из республики.

После того, как договоренность с соседним регионом была достигнута, в республике определены дилеры, которые могут поставлять новые отечественные автомобили взамен старых, а также заниматься транспортировкой машин на пункт утилизации.

Всего их было четыре - «Бурятавто», «Бурятмоторс», «Байкалмоторс» и ООО «Стрела» (официальные дилеры «Рено», «Ниссан», «Шевроле» и «Опель»). Все зависело от того, насколько быстро они решат вопросы по компенсации транспортировки и разработают транспортную схему. Вот на этом этапе появились определенные разночтения.

Дилеры при своем

По официальным расчетам, доставка автомобиля до Иркутской области стоит 5 тыс. рублей (расстояние до пункта утилизации 500 км.), а до Красноярского края - 8- 10 тыс. рублей. Однако, по подсчетам дилеров, в реальности цены отличаются.

Так, директор автосалона «Редут Улан-Удэ» (ранее также входившего в список дилеров, - ред.) Геннадий Кулаев отметил, что реальные расходы в разы превышать озвученные в программе суммы.

- Кто будет оплачивать все выпадающие расходы? Одно дело, если собственник согласится тратить на это свои деньги, - отметил он.

Но рассчитывать на это особо не приходилось. Спустя несколько месяцев нехорошие прогнозы стали сбываться - число дилеров сократилось на один, а по общим данным оставшихся трех салонов получено только три заявки на утилизацию.

Все они поступили в салон ООО «Байкалмоторс», при этом доставку до места утилизации владельцы автомобиля взяли на себя и машины отвезли на утилизацию своим ходом. Минимальное число заявок представитель салона «Байкалмоторс» объясняет все тем же отсутствием утилизатора. Ни в «Бурятавто» (дилер АвтоВАЗ) ни у «Стрелы» заявок нет.

- Сегодня ни одна торговая компания не хочет этим заниматься, - оценивая ситуацию, отметил Автухов, - Им выгоднее продавать свой товар за живые деньги, у них нет проблем со спросом, а неоправданные расходы и бумажная волокита им не нужны. Они абсолютно в этом не заинтересованы. В открытую они, конечно, не заявляют о том, что не работают в рамках программы, но инициативы с их стороны нет.

Потребители при своих?

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что программа буксует и в тех регионах, где с инициативой все в порядке. Например, в Казани, чтобы сесть за руль своего авто, клиентам приходится набираться терпения месяца на три.

При этом отечественные автомобили для клиентов поставляют быстрее, чем иномарки, а российский автопром к повышенному спросу оказался не готов. Ульяновские участники программы утилизации в последнее время жалуются на плохое качество автомобилей, приходящих в салоны, отмечая, что «машины буквально разваливаются на ходу».

По словам менеджера Байкалмоторса Алексея Оловянникова, во всех трех случаях обращения по поводу утилизации люди уже выбрали машину в салоне, утилизировали старую и ждут новую. Кроме низкой скидки (всего 50 тыс. рублей) существует еще дефицит необходимых моделей. А срок поставки немалый – 2 – 3 месяца.

Плюс недостатки дилеры отмечают и в самой схеме утилизации: конечно, некоторые владельцы машин могут доехать до Ангарска и своим ходом. А как быть с нетранспортабельными авто? Ведь у большинства дилеров нет большегрузного транспорта, чтобы доставить их.

Правительство республики, в свою очередь, предложило выход. Как заявил Юрий Автухов на недавнем правительственном заседании, есть возможность провести конкурс среди транспортных компаний, которые займутся такими перевозками. Кроме того, правительство в случае превышения размеров компенсации из федерального бюджета готово рассмотреть возможность субсидирования доставки автотранспортных средств до пункта утилизации.

Справка: Согласно условиями программы можно поменять свой старый автомобиль на новый со скидкой в 50 тыс. рублей. При этом машина должна быть изготовлена в 1999 году или раньше, быть массой не больше 3,5 тонн, быть полнокомплектной и находиться в собственности более 1 года.