28 апреля в окрестностях Иволгинского дацана неподалёку от села Каленово улан-удэнский внедорожный клуб «Номад» провёл «Весенний замес-2013». Как всегда, турнир проходил в формате внедорожного ориентирования с поиском максимального количества контрольных точек в рамках зачетного времени

- Помимо выявления сильнейших экипажей, целями мероприятия были общение и обмен опытом любителей внедорожного авто- и мотоспорта, а также вовлечение новых участников в эти спортивные дисциплины, пропаганда активного образа жизни, правильного отношения к окружающей среде, духа помощи и товарищества, – говорит лидер клуба Сергей Патрахин, известный в сети под ником Magenta. - Слова насчет бережного отношения к окружающей среде здесь не пустой звук – правила соревнований запрещали разбрасывать мусор, сливать технические жидкости и даже закреплять лебедочные тросы за живые деревья без коррозионной защиты.

2.jpg

Сбор участников начался в 8.00, и лишь после всех регистраций и техкомиссий в 12.00 могучие джипы с рёвом стартовали, один за другим уносясь по ухабистым тропам. Как всегда, рельеф маршрута был очень сложным – бездорожье, заросли, крутые склоны. Но вдвойне тяжелым он обещал быть из-за времени года – растаявший снег породил на пути много непролазной грязи, а также целые озерки и болота. В одном из таких водоемов произошло небольшое ЧП, когда старенький ГАЗ-69 одного из экипажей опрокинулся набок и стал тонуть.

3.jpg

- Мы как раз брали точку и решили двинуть к ней чуть левее, чем остальные, через болотце, – рассказывает Вячеслав Кравцов. – Штурман, как положено, предварительно прошелся по нему, доложил, что всё нормально. Хотя озерко сверху растаяло, под толщей воды есть ещё лёд, вот только вес машины, в отличие от человека, он не выдержал, и наш «69-й» стал заваливаться. Мы вовремя успели заглушить мотор, выбрались наружу. Сначала пытались вытянуть машину своими силами, но лебёдка не вытянула, пришлось звать подмогу.

4.jpg

В итоге ветерана ГАЗ-69 пришлось вытаскивать силами трёх джипов, к этому времени машина уже наполовину ушла в воду. Тем не менее едва старый советский внедорожник оказался на суше, его вновь завели. Он продолжил рейд, хотя экипаж делал это уже для себя, поскольку за «эвакуацию» участников сразу снимают с соревнований.

- Я ничуть не расстроен, – говорит Вячеслав. – Жаль, конечно, что вот так сошёл с дистанции, но всё равно впечатления об этом турнире очень хорошие.

5.jpg

По его словам, в тот день помощь требовалась не только ему – в рации слышались просьбы об эвакуации и от других экипажей. Вообще во внедорожных трофи-рейдах разного рода аварии и поломки – неизбежный риск, особенно в весеннюю распутицу.

Подстерегают и иные сложности, например, когда приходится ехать по достаточно крутому склону.

- Бывает, склон травяной и мокрый, и тебя стаскивает вниз, когда ты чуть газанешь и едешь неравномерно, – предостерегает Павел Адутов, старожил клуба. – Есть опасность, даже если склон пологий, попасть в ямку, а машина-то полторы тонны. Раз – и ты на боку, и весело катишься вниз. А так как склон каменистый, вообще забудь про педаль тормоза, камни покатятся. Только на «понижайке» и на максимально низкой передаче. Ну и «разуться» можно об камешки, а «разулся» – считай, что резко накренился.

6.jpg

По словам Павла, иногда приезжают люди, которые, видимо, не совсем понимают, на что идут, и начинают стонать из-за каждой царапины на любимом дорогущем джипе, что выглядит жалко и отвратительно. Но такие дольше одного раза в клубе не задерживаются. Внедорожный спорт – для людей, которые понимают, что это такое, и не трясутся над каждой поломкой. «Снегокоп-2013» показался после «замеса» веселой прогулкой в лесу, – пишет на форуме «Номада» один из участников турнира. - Поотрывали обвесы, брызговики, разбили передний бампер, погнули пороги, оторвали госномер в речушке, царапин на машине море, короче, было весело! Организаторам - респект и уважуха!».

Фото предоставлено клубом «Номад»