Госдума России приняла закон, смягчающий первый выезд на встречную полосу и в разы ужесточающий последующие. Теперь дело за утверждением в Совете Федерации и подписью президента

Хорошо забытое старое

Суть законопроекта заключается в том, что с 1 января 2013 года водители останутся с правами, выехав на встречную полосу или же объехав по трамвайным путям встречного направления. В этом случае они смогут отделаться только штрафом.

Напомним, что пока за подобное нарушение автомобилисту грозит лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Не согласен был с подобной трактовкой депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков. Он подготовил поправки, которые смягчали наказание до штрафа в размере 4 тысяч рублей. Однако против них выступила ГИБДД.

В итоге депутаты и Госавтоинспекция нашли компромиссный вариант. С нового года, если водитель выехал на встречную полосу, его дело передадут в суд, который решит, назначить штраф в 5 тысяч рублей или лишить гражданина прав на срок от 4 до 6 месяцев.

В ГИБДД федеральным СМИ пояснили, что нововведения позволят судам рассматривать все обстоятельства нарушения. Фактически речь идет о возврате правил, действовавших до 2007 года. Однако в новых «старых» правилах есть существенное отличие. Если водитель выезжает на встречную полосу повторно, то есть в течение года после оплаты штрафа или после окончания срока лишения, то его безальтернативно лишают прав на целый год.

 Также на год лишат в случае, если водитель повторно выехал на улицу с односторонним движением против потока. Но избежать лишения прав можно, если нарушение было снято на камеру в автоматическом режиме. В этом случае можно отделаться штрафом в 5 тысяч рублей.

Еще одно нововведение касается объезда препятствия по трамвайным путям встречного направления. Раньше за это нарушение также лишали прав, а по новым правилам грозит материальная санкция в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей.



Сэкономил секунды – потерял часы


На первый взгляд принятый Госдумой законопроект кажется вполне логичным. Своим мнение высказали автоюристы и представители автошкол Улан-Удэ.

- Принятый законопроект необходим и продиктован временем. Однако при более детальном рассмотрении и у него есть свои недостатки. Положительным моментом отмечу то, что действовавшую ранее меру наказания в виде лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев уже давно необходимо менять. И хорошо, что теперь за первое нарушение будет предусмотрен лишь штраф. Но если же рассматривать само нарушение, то штраф в 5 тысяч рублей не является адекватной мерой наказания, - уверен автоюрист Аюр Цыбиков.

Водители, выезжая на встречную полосу или трамвайные пути, стараются в первую очередь сэкономить секунды, ведь они дорожат своим временем. В этом случае эффективнее было применить наказание в виде лишения того же самого времени.

- В западных странах дорожная полиция применяет наказание для нарушителей в подобных случаях в виде принудительных лекций правил дорожного движения. К примеру, ты приходишь и прослушиваешь 8 часов лекцию, теряешь свое драгоценное время, но при этом повторяешь правила. Получается, что этим достигается двойной эффект: и наказан, и осведомлен, - говорит Аюр Цыбиков.

Корень всех бед в другом, считают юристы. В нашей стране сложилась практика необязательности наказания, то есть, если тебя редко останавливают сотрудники Госавтоинспекции, люди в следующий раз осознано идут на нарушения, считая это для себя нормой.

Кроме того, штраф в 5 тысяч рублей для одних существенная сумма наказания, а для других мелочь, о которой можно сразу же забыть, что в конечном итоге может привести к ДТП.

Законы опережают поступки

В автошколах Улан-Удэ также считают принятый Госдумой законопроект вполне логичным, однако меры наказания не совсем адекватны нарушению. Ведь единая для всех сумма штрафа не несет всеобщего соблюдения правил всеми участниками дорожного движения.

- В первый раз размер штрафа можно сделать и больше, наверное, только в этом случае у водителя не возникнет желания впредь выезжать на встречную полосу. Но все же правильнее будет его сделать пропорционально уровню дохода автолюбителя или же классу автомобиля, - говорит Евгений Цыренов, инструктор улан-удэнской автошколы.

Также в автошколах города считают, что в последнее время изменения правил дорожного движения опережают развитие дорожной инфраструктуры.

- Та скорость, с которой законодательные органы меняют ПДД, опережает сегодня развитие инженерной сети и изучение новых правил курсантами. Ведь дороги у нас не расширяются так же быстро, как появляются новые законы. Как итог, в автошколах постоянно приходится переучивать будущих водителей по новому стандарту, а это всегда создает дополнительные сложности и материальные вложения, которые влияют на стоимость обучения. По старым правилам уже отучившиеся в автошколе будут ездить, пока их не накажут, грубо говоря, рублем. Получается, виноваты в этом, хоть и косвенно, будут автошколы, научившие их так ездить, - уверен Евгений.

В действующей редакции КоАП санкция за подобное нарушение варьируется в зависимости от совершаемого маневра. Если это разворот или поворот налево, штраф 1 - 1,5 тысячи рублей. Если это выезд на дорогу с односторонним движением - штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на срок до полугода. Если машина выехала на «встречку» для обгона — лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.



Фото: omsk.aif.ru.