Авто
6560

Единственная улан-удэнская «Чайка»

Предприниматель из Улан-Удэ купил редкий автомобиль за пять миллионов рублей. Эту чёрную "Чайку" можно увидеть на улицах Улан-Удэ в выходные дни, когда проходит очередная свадьба.

Роскошный правительственный лимузин, некогда возивший высших чинов СССР, ныне служит для увеселения беззаботных новобрачных.

Советский автомобиль на американский стиль

ГАЗ-13 "Чайка" был разработан и пущен в серию в 1959 году, когда стало ясно, что представительский ГАЗ-12 ЗИМ устарел и потребовался новый автомобиль такого класса. ГАЗ-13 вобрал все самые передовые достижения той эпохи, например, автоматическую коробку передач. Был специально разработан двигатель в 195 л.с., выполненный из алюминия (позже его упрощённую версию ставили на БРДМ-2).

В дизайне ориентировались на американский стиль, особенно фирмы Packard, отсюда характерные козырьки над фарами, "плавники" же на задних крыльях были в духе мировой моды тех лет. И, конечно, царский комфорт салона, полагающийся вершителям судеб.

внутри.jpg

В отличие от ГАЗ-12 ЗИМ, "Чайка" не находилась в свободной продаже, даже не каждый член "номенклатуры" мог её себе позволить - ездить на "Чайке" было прерогативой высшей партийной элиты. Из-за этого были нередки анекдотичные эпизоды: чиновники средней руки, которым "Чайка" не полагалась по статусу, либо приделывали к ГАЗ-12 ЗИМ радиаторную решётку "Чайки", либо, если всё же удавалось обзавестись "Чайкой", наоборот, для маскировки монтировали капот и решётку от ГАЗ-12.

Переделки в народе прозвали соответственно "иконостас" и "ослобык". Всего "Чаек" было выпущено 3179, в России уцелела едва ли сотня. В перестроечную "борьбу с привилегиями" по личному приказу Горбачева на Горьковском заводе уничтожили линию производства "Чаек" и всю техническую документацию, что сделало невозможным возобновление их производства в наши дни. Списанные «Чайки» в ту эпоху часто уничтожались.

Машина возила главу КГБ СССР

Единственная в Улан-Удэ "Чайка", 1966 года выпуска, принадлежит предпринимателю Павлу Федорову, коллекционеру ретромобилей. Он приобрёл её в мае 2010 года, выкупив у другого коллекционера в Новосибирске. Железнодорожным транспортом её доставили в Читу, откуда Павел Валерьевич лично пригнал своим ходом. О её службе в советские времена мало что известно, но удалось установить, что некогда она возила главу КГБ СССР.

«Чайка» до сих пор в отличном состоянии, детали практически на 100% оригинальные. Лишь со стороны водителя добавлено боковое зеркало от "Волги". Как у многих машин той эпохи, такая важная ныне деталь просто не заложена в конструкцию. Родные колёсные диски сняты, чтобы не изнашивались, поставлены современные.

- Запчасти находить очень трудно, - говорит шофёр Николай Балин. - И стоят они безумно дорого. Особенно редки хромированные вставки на корпус. Из-за этого страшно даже подумать о возможности ДТП.

Улан-удэнцы заглядываются на советскую «Чайку»

К слову, стоимость исправной первозданной «Чайки» может доходить до пяти миллионов рублей, хотя ещё два года назад эта цифра составляла около двух с половиной.

«Чайка» поражает взгляд габаритами – высота в рост человека и длина более пяти метров. Настоящий корабль дорог. Очень приятный просторный салон со всеми удобствами, с дополнительными детскими откидными сиденьями. Интересно управление коробкой-автоматом – четыре кнопки на приборной панели слева от руля. Режимы: Д – движение, ЗХ – задний ход, Н – нейтраль, Т – тихий ход (аналог L на современных иномарках). Старая КПП, конечно, проигрывает современным, принимая во внимание конструкцию и износ. Двигатель рассчитывался на низкооктановый бензин, но вполне «ест» и 92-й.

Машина вызывает большое любопытство у улан-удэнцев:

- Стоит где остановиться, сразу набегает толпа с вопросами, - смеётся Николай. - Если бы я брал по 10 рублей за ответ, давно бы озолотился.

ГАЗ-13 престижнее современного лимузина

Для повседневной езды по бытовым надобностям "Чайка" не годится: огромные габариты неудобны в городе, бензина на сотню улетает тридцать литров. Это автомобиль для выездов по торжественным случаям, чтобы в составе кортежа степенно плыть по дороге.

- Из дворика в центре Улан-Удэ мы степенно выплываем на оживленные улицы. Именно выплываем, потому что салон отлично защищен от дорожной действительности. Организм дышит, организм живет и несет меня сквозь ряды модного, но такого бездушного современного «металла». Поразительно, как быстро может меняться самосознание. Ведь только что на своем «японце» я была как все, а теперь... Теперь я над всеми. В прямом (поскольку «Чайка» по росту почти догоняет джипы) и переносном смыслах. Сколько должно пройти лет, чтобы мы смогли забыть элитный статус этих автомобилей? Во всяком случае, сейчас ГАЗ-13 воспринимается мной как автомобиль более престижный, нежели какой-нибудь современный лимузин, – описывает свои впечатления Светлана, жена владельца.

Большую часть времени "Чайка" стоит в гараже в окружении других раритетов: "Виллиса", "Москвича-401" и "Волги" ГАЗ-21. Но любой желающий может её арендовать, чтобы проехаться, приобщившись к духу той эпохи, вкусить то, что было доступно лишь вождям советской империи.



Справка "Информ Полиса":


Параметры ГАЗ-13

Двигатель - ЗМЗ-13, 195 л.с., 5526 куб. см

Скорость – 160 км/ч

Длина - 5600 мм

Высота - 1620 мм

Ширина - 2000 мм

Клиренс - 180 мм

Масса полная - 2660 кг

Автор: Василий Тараруев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях