Сохраняя традиции
5268

Самбу Батонимаев: «Запах дерева меня завораживает»

История о том, как современные мастера по дереву возрождают буддийские традиции прошлого

Фото: личный архив Самбу Батонимаева

К Сагаалгану в мастерской Самбу Батонимаева работы — непочатый край. В дни праздника по заказу улан-удэнцев мастером по деревообработке изготовлены шестнадцать традиционных буддийских алтарей гунгарбаа. 

Слава народного умельца дошла и до других регионов, жители которых охотно заказывают специалисту деревянные алтари и сундуки невесты. Последние, самых разных размеров, особенно пользуются спросом в Забайкальском крае. Интересно, что в последнее время работы Батонимаева все чаще заказывают молодые люди. 

На отсутствие заказов мастерская не жалуется. Порой приходится работать и днем, и ночью. 

По стопам отца

Профессию мастера по деревообработке Самбу перенял от отца, который с детства учил его искусству изготовления резных изделий. Отец Самбу, школьный учитель Дугарнима Будаевич, преподавал рисование и черчение и передал сыну свою страсть к созданию вещей, которые радуют глаз и удивляют изяществом и утонченностью линий и узоров. 

Детство Самбу прошло в школьных мастерских, где под руководством его папы создавались резные образчики домашней утвари. В семье Батонимаевых рисовать любят все, и сам художник благодарен родителю за то, что он с раннего детства привил ему навыки работы руками. По профессии Самбу тоже учитель, но, перепробовав многие занятия, остался верен резьбе по дереву, и теперь создание буддийской атрибутики — дело его жизни. 

— Мне очень нравится заниматься этим, — рассказывает наш герой. — Запах дерева меня завораживает. Усталость не берет. Могу сутками вырезать и украшать мои изделия. 

Основным материалом работ является сосна. Палитра красок — традиционная буддийская: красный, желтый цвета перемежаются с синим и зеленым. Два года занятий любимым делом, и за это время у мастера появился помощник. Василий Бондаренко закончил колледж традиционных искусств Забайкалья и относится к своей работе с нескрываемой страстью. 

Свадебные сундуки

Работы Батонимаева уже разлетелись по всей стране, много алтарей заказывают из соседнего Забайкалья. Запросы идут из Новосибирской области, Москвы, Якутии. В основном люди узнают о мастере из социальных сетей. Сегодня мастерская Самбу полна многочисленными заказами на месяц вперед. 

Например, сундуки невесты обычно заказывают в качестве подарка на свадьбу. Стандартный размер такого сундучка — 120 на 60 см. Много времени занимает сама подготовка к изготовлению этого предмета домашней утвари. Сундуки должны быть изготовлены из сухого дерева, идеальных досок без сучков. При их создании применяется ручная резьба и отрисовка узоров. Отец научил Самбу изготовлять свои изделия только вручную, и он до сих пор придерживается этого правила, несмотря на то, что существуют всевозможные деревообрабатывающие станки, ускоряющие и упрощающие процесс. 

— И эта работа того стоит, — делится мастер. — Изделие получается изящным, тонким и хранит тепло наших рук. 

На данный момент мастером и его помощником изготовлены уже 100 алтарей, которые пользуются все увеличивающимся спросом. Сундуки же заказывают из дальних деревень, особенно из Агинска, где помнят и сохраняют старинные традиции свадебных торжеств. 

— Сундук невесты — это не просто место для хранения вещей. Вначале делается нижняя часть — подставка для обуви, затем место для дэгэлов и ниша для головных уборов, — говорит Самбу Батонимаев. 

Молодежь возрождает традиции

Недавно в Национальной библиотеке художники провели мастер-класс по изготовлению сундуков. Желающие смогли собственноручно сделать бурятский орнамент при помощи трафарета и краски, а также задать мастеру интересующие их вопросы и полюбоваться тонкостью работ. 

— Не так давно молодая интернациональная семья заказала гунгарбаа необычного цвета, нежно — розового, — рассказал Самбу Батонимаев. — Мы с трудом подобрали необходимый цвет, но они остались довольны работой. В последнее время к нам обращается все больше молодежи, заказывая именно домашние буддийские алтари. 

Подтверждает слова своего партнера по творческому бизнесу и Василий Бондаренко: 

— Молодежь, хотя и забыла свой родной язык, но старается возродить и сохранить традиции своего народа. Выражая дань уважения своим предкам, молодые семьи привносят в свой дом буддийскую символику. 

Но не только буддийской символикой жива мастерская. Самбу и Василий также делают шкатулки и роскошные ширмы. Мастерская изделий из дерева в национальном стиле изготовляет и декорации для театра. Но все же большинством заказов остается гунгарбаа, которые напоминают маленькие дацаны. Конечно, они не дешевы, но как отмечает мастер, цена оправдывает качество: 

— Я могу с уверенностью сказать, что количество вложенного труда и времени с лихвой оправдывает свою стоимость. Они выполнены полностью из дерева. Мы не работаем с ДСП, ЛДСП и т. д. Чтобы сделать такой алтарь, нужно, как минимум, отработать три дня, провести множество операций, начиная от обработки древесины, склейки, подгонки, шлифовки, выпиливания, сборки. Все это невозможно сделать быстро. Это кропотливая работа, не говоря уже о покраске. 

Работаем по старинке

В мастерской Батонимаева не работают по общепринятым стандартам. Предложения делать корпусную мебель были сразу же безоговорочно отвергнуты. Настоящих мастеров такая работа не привлекает, им она не интересна, к ней не лежит душа и не горит глаз. 

— Мы работаем только вручную. Делаем столики, посуду, формы для бурятской национальной выпечки. Расширяем наш ассортимент. Пока в мечтах — выделить один месяц на изготовление комплектов мебели, шкафов с бурятским орнаментом. В этом направлении мы дадим волю полету нашей творческой фантазии, — улыбается Самбу. 

Поддерживает друга и Василий: 

— Есть у нас задумка сделать многоэтажные гунгарбаа, например, пагоды с двумя летящими крышами. 

Работы мастерской можно увидеть в дацанах Бурятии и в резиденции Хамбо ламы — Иволгинском дацане. Молодые люди не хотят конкурировать с теми, кто работает на станках. 

— На ЧПУ можно работать быстро. Изделия можно печатать, как на принтере. Но они не индивидуальны, похожи как близнецы. Наши же изделия — это творчество, особый взгляд мастера. Одним словом, ручная работа, — добавляет Василий Бондаренко. 

По словам Самбу Батонимаева, мастерская только в начале своего многотрудного пути, но, как пишет мастер в своем инстаграме, «если ты веруешь в грубую ярость твоей работы, тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир:

«А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!»

Автор: Информ Полис, Татьяна Хамханова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях