Азия
5291

Монголия на грани дефолта

Соотношение госдолга к ВВП в 2017 году может достигнуть 78%

Фото: ru.journal-neo.org

На сайте insider.pro вышла аналитическая статья под названием «Экономический крах Монголии: потомки Чингисхана переживают кризис». Аналитики предрекают скорый дефолт и сравнивают экономическое положение степной страны с Украиной.

Страна в отчаянном положении: денег нет, госдолг растет, зарплаты сокращают, и маячит призрак дефолта. Еще в 2008 году Монголия почтила честь своего национального героя Чингисхана огромной статуей из стали на берегу реки Туул примерно в получасе езды от Улан-Батора, столицы страны. В честь завоевателя XIII века назван столичный международный аэропорт. Кроме того, его портрет украшает местную валюту, тугрики. В наши дни ханы уже не пользуются былым уважением.

Правительство потратило большую часть валютных резервов, залезло в значительные долги и не справляется с выплатой зарплат госслужащим. В четверг центральный банк, желая поддержать тугрик, повысил процентную ставку на целых 4,5% — до 15%. Монгольская валюта стала худшей валютой августа. За месяц тугрик потерял в цене 7,8%.

Экономика Монголии, граничащей с Китаем и Россией, имеет объем 12 млрд долларов. Несмотря на богатые залежи полезных ископаемых, страна стоит на пороге полномасштабного кризиса платежного баланса. Мировые рынки почти не замечают проблем Монголии, но ее крах предлагает поучительные уроки для гораздо более крупных ресурсозависимых экономик — Бразилии, Венесуэлы, России и Саудовской Аравии. Страна столкнулась с очередным проявлением так называемого ресурсного проклятия, когда обилие природных ресурсов может привести к перекосам экономического роста, недееспособности правительства и череде взлетов и падений, которые могут уничтожить финансовую систему страны.



Лутц Рой­мей­ер, фи­нан­со­вый ме­не­джер в Landesbank Berlin Investment, управ­ля­ю­щей ак­ти­ва­ми сто­и­мо­стью 12 млрд дол­ла­ров, куда вхо­дят и но­ми­ни­ро­ван­ные в мест­ной ва­лю­те мон­голь­ские дол­го­вые обя­за­тель­ства, го­во­рит: «Мон­го­лия долж­на быть го­раз­до бо­га­че. На карте мира нет точки, где было бы так легко до­быть при­род­ные ре­сур­сы и про­дать их в Китай с ми­ни­маль­ны­ми транс­порт­ны­ми из­держ­ка­ми».

Ископаемая Монголия

В пе­ри­од до­ро­го­го сырья, пик ко­то­ро­го при­шел­ся на 2011 год, Мон­го­лия росла ре­корд­ны­ми тем­па­ми. В ра­бо­чем до­ку­мен­те МВФ, опуб­ли­ко­ван­ном в про­шлом году, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые стра­ны, в том числе уголь, медь и зо­ло­то, оце­ни­ва­лись в 1−3 трлн дол­ла­ров. В преды­ду­щее де­ся­ти­ле­тие эко­но­ми­ка Мон­го­лии была одной из самых быст­ро­рас­ту­щих в мире — она по­до­гре­ва­лась бур­ным раз­ви­ти­ем Китая и пря­мы­ми ино­стран­ны­ми ин­ве­сти­ци­я­ми. Но все это за­кон­чи­лось в 2015 году. В этот пе­ри­од сред­ний рост ре­аль­но­го ВВП со­став­лял 8%, а доход на душу на­се­ле­ния до­стиг при­мер­но 4 тыс. дол­ла­ров в год. В 2011 году, когда рост Китая за­мед­лил­ся, ко­а­ли­ци­он­ное пра­ви­тель­ство во главе с Но­ро­вы­ном Ал­тан­ху­я­гом на­ча­ло вле­зать в долги. В 2012-м Мон­го­лия много одал­жи­ва­ла на ми­ро­вых дол­го­вых рын­ках. Стра­на про­да­ла су­ве­рен­ных об­ли­га­ций «Чин­гиз» на сумму 1,5 млрд дол­ла­ров — эти сред­ства в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пошли на фи­нан­си­ро­ва­ние до­рож­но­го стро­и­тель­ства. И, когда бум за­кон­чил­ся, стра­на уже уве­рен­но дви­га­лась к ны­неш­не­му кри­зи­су.

На июнь­ских вы­бо­рах Мон­голь­ская на­род­ная пар­тия одер­жа­ла убе­ди­тель­ную по­бе­ду над Де­мо­кра­ти­че­ской пар­ти­ей. По­бе­див­шая ор­га­ни­за­ция пра­ви­ла стра­ной еще в те вре­ме­на, когда она была са­тел­ли­том СССР. В своей ина­у­гу­ра­ци­он­ной речи новый пре­мьер-ми­нистр Эр­д­энэ­бат Жар­гал­тул­гын прямо обо­зна­чил сто­я­щую перед ним за­да­чу: «Ос­нов­ное вни­ма­ние будет со­сре­до­то­че­но на сроч­ной ста­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки и вос­ста­нов­ле­нии фи­нан­со­вой дис­ци­пли­ны».

Расплата

Но в ав­гу­сте про­изо­шел ва­лют­ный кри­зис. Ми­нистр фи­нан­сов Чой­жил­сур­эн Бат­тог­тох объ­явил об эко­но­ми­че­ском кри­зи­се по го­су­дар­ствен­но­му те­ле­ви­де­нию. Мест­ные СМИ пест­рят ста­тья­ми о пе­ре­пол­нен­ных боль­ни­цах и дет­ских садах, при этом долж­ност­ные лица го­во­рят, что на за­вер­ше­ние те­ку­щих про­ек­тов по стро­и­тель­ству нет средств.

В конце июня ва­лют­ные ре­зер­вы сни­зи­лись до 1,3 млрд дол­ла­ров — за год па­де­ние со­ста­ви­ло 23%. Зар­пла­та неко­то­рых со­труд­ни­ков го­су­дар­ствен­ных ор­га­ни­за­ций упала на 60%. От­ме­ня­ют­ся, к при­ме­ру, уже за­пла­ни­ро­ван­ные за­куп­ки офис­ной ме­бе­ли. В мае, чтобы за­щи­тить туг­рик, Цен­траль­ный банк был вы­нуж­ден под­нять про­цент­ные став­ки. До­ход­ность 10-лет­них го­су­дар­ствен­ных цен­ных бумаг с мо­мен­та вы­пус­ка в 2012 году вы­рос­ла более чем на 2% — те­перь она со­став­ля­ет более 7%.

Рез­кий рост сто­и­мо­сти кре­ди­тов за­став­ля­ет пред­по­ло­жить, что пра­ви­тель­ству по­тре­бу­ет­ся по­мощь со сто­ро­ны МВФ — на этой неде­ле пред­ста­ви­те­ли ор­га­ни­за­ции при­бы­ли в Улан-Ба­тор для пе­ре­го­во­ров. Опре­де­лить ко­рень бед Мон­го­лии нетруд­но. Дело в слиш­ком силь­ной за­ви­си­мо­сти от спро­са на ее за­па­сы при­род­ных ре­сур­сов: меди, же­ле­за, угля и зо­ло­та. И более 80% мон­голь­ско­го экс­пор­та — это Китай, эко­но­ми­ка ко­то­ро­го по­след­ние годы за­мед­ля­ет­ся.

Про­фес­сор и спе­ци­а­лист по Китаю Керри Браун из Ки­тай­ско­го ин­сти­ту­та Лау при Ко­ро­лев­ском кол­ле­дже Лон­до­на го­во­рит: «Все это гро­зит Мон­го­лии круп­ны­ми про­бле­ма­ми, по­сколь­ку ни­ка­ко­го по­нят­но­го „плана B“ у пра­ви­тель­ства нет. Сфера услуг не раз­ви­та — оста­ет­ся толь­ко сель­ское хо­зяй­ство. Кроме того, из-за слож­ной ис­то­рии стра­ны им, ко­неч­но, со­всем не нра­вит­ся пол­ная за­ви­си­мость от Китая».



Когда ми­нистр фи­нан­сов опуб­ли­ко­вал дан­ные, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что со­от­но­ше­ние го­су­дар­ствен­но­го долга к ВВП в этом году до­стиг­нет 78%, ин­ве­сто­ры были ого­ро­ше­ны. Это цифры, близ­кие к по­ка­за­те­лям Укра­и­ны, ко­то­рой в про­шлом году при­ш­лось ре­струк­ту­ри­ро­вать дол­ла­ро­вую за­дол­жен­ность, и ко­то­рую по кри­те­ри­ям Bloomberg с 18-про­цент­ной ве­ро­ят­но­стью ожи­да­ет де­фолт. Пре­мьер-ми­нистр по­обе­щал вве­сти в дей­ствие план, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий со­кра­ще­ние рас­хо­дов и уров­ня за­дол­жен­но­сти и при­вле­че­ние ино­стран­ных ин­ве­сти­ций. Хотя пра­ви­тель­ство за­яв­ля­ет, что по­ста­ра­ет­ся из­бе­жать де­фол­та, этот риск яв­ля­ет­ся вполне ре­аль­ным. По дан­ным Bloomberg, в 2018 году пра­ви­тель­ство пла­ни­ру­ет вы­пла­тить около 650 млн дол­ла­ров по су­ве­рен­ным ва­лют­ным об­ли­га­ци­ям, и еще 1,5 млрд дол­ла­ров в 2021 и 2022 годах. По сло­вам ми­ни­стра фи­нан­сов, общий го­су­дар­ствен­ный долг Мон­го­лии со­став­ля­ет около 5 млрд дол­ла­ров. Ре­на­та Ла­гер­ска, стар­ший на­уч­ный со­труд­ник в лон­дон­ской кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии Alaco, го­во­рит: «Ма­ло­ве­ро­ят­но, что стране удаст­ся обой­тись без ре­струк­ту­ри­за­ции дол­гов или фи­нан­со­вой по­мо­щи со сто­ро­ны МВФ».

В ожидании спасения

Мон­го­лия с на­се­ле­ни­ем около 3 млн че­ло­век и по­го­ло­вьем скота, на­счи­ты­ва­ю­щим более 70 млн голов, неод­но­крат­но об­ра­ща­лась к МВФ за по­мо­щью. По­след­ний раз — во время ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са в 2009 году, после чего эко­но­ми­ка вос­ста­но­ви­лась, до­стиг­нув роста в 18% в год, чему спо­соб­ство­ва­ло стро­и­тель­ство пер­вой оче­ре­ди ги­гант­ско­го мед­но­го и зо­ло­то­го руд­ни­ка Ою Тол­гой. Неко­то­рые по­до­зре­ва­ют, что, рас­ска­зы­вая на­се­ле­нию об уровне кри­зи­са, пра­ви­тель­ство на­де­ет­ся по­лу­чить от граж­дан под­держ­ку жест­ких мер эко­но­мии. «Им по­ли­ти­че­ски вы­год­но убе­дить МВФ и ин­ве­сто­ров, что они на­хо­дят­ся на пра­виль­ном пути. Такой уро­вень долга дает им воз­мож­ность вве­сти про­грам­му жест­кой эко­но­мии и на­ра­щи­ва­ния ВВП», — уве­рен Ерлан Сызды­ков, управ­ля­ю­щий ин­ве­сти­ци­я­ми в об­ли­га­ции раз­ви­ва­ю­щих­ся рын­ков в лон­дон­ской Pioneer Investment Management Быть может, Мон­го­лия пре­одо­ле­ет оче­ред­ной кри­зис, но вполне воз­мож­но, что одна из самых ма­ло­на­се­лен­ных стран мира, из­вест­ная сво­и­ми бес­край­ни­ми рав­ни­на­ми и ле­ген­да­ми о Чин­гис­хане, ста­нет жерт­вой за­тяж­но­го спада.
 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях