Азия
3842

Передай овцу другому: итоги и планы программы "Социальная отара"

В 2016 году будут сформированы три новые отары, а поселения получат 2000 голов овец по программе «Социальная отара»

Фото: selorodnoe.ru

Идеи  милосердия  и  щедрости  стали  лейтмотивом  встречи  главы  Буддийской  традиционной  сангхи  России  с  чабанами.  Потому  как главная задумка благотворительного проекта «Социальная отара» состоит в  простой  истине:  получи  бесплатно отару овец, усердно и прилежно ухаживай  за  скотом,  получи  приплод  и поделись с другими.

Итоги программы

Программа  стартовала  в  августе 2012 года.

За четыре года сформировано 23 отары, которые распределены по районам Бурятии, а также Агинскому округу Забайкальского края. В этом  году  планируется  создать  еще три отары. По предварительному плану «социальные отары» получат села Сутой (Селенгинский  район),  Гэгэтуй и Боргой (Джидинский район).

Общее  число  приплода  по  Бурятии  составило  в  этом  году 3389  голов.  Из  них 2004  головы  ярочек  и 1385 валушков. Ярочек переправят в Закаменский,  Окинский,  Тункинский, Курумканский, Мухоршибирский районы, а также 100 голов получит Аларский район Иркутской области.

Кроме  того,  по  задумке  Хамбо ламы  Дамбы  Аюшеева,  из  валушков будут сформированы три отары баранов-производителей. Такая идея пришлась по душе чабанам, и они полностью поддержали ее.

—  С  наступлением  сезона  случки  у  нас  возникает  проблема,  где взять баранов. Нам приходится брать в  аренду,  платить деньги. А  если  бы в  одном  месте  держали  целую  отару,  то  мы  могли  бы  брать  барана  в аренду,  а  в  качестве  платы  отдавали валушков от приплода. К примеру, взял 10 баранов, осенью отдал 10 ягнят, —  прокомментировал  ситуацию один из чабанов.


Многие чабаны начали переводить овец на подножный корм. В засушливые годы это помогает сохранить поголовье скота и не нужно заготавливать большие запасы сена на зиму.
Фото: grigoryev.net

За  четыре  года  заметно увеличилось разнообразие  пород  овец.  Сейчас  чабаны разводят  пять  видов:  монгольская курдючная, тувинская, калмыцкая эдильбаевская, буубэй, которую  завезли из Шэнэхэна Внутренней Монголии КНР, и длинношерстная бурятская.

—  У нас сейчас имеется пять разных  пород.  Поэтому  нам  необходимо  проводить  еще  и  селекционную работу  по  выведению  особой  бурятской породы, которая будет отличаться стойкостью, тучностью, выносливостью. Мы будем рады, если соответствующие  государственные  ведомства будут помогать нам в этой тонкой работе, — отметил Хамбо лама Аюшеев.

На встрече присутствовал начальник  Управления  ветеринарии  Республики  Бурятия  Эрдэм  Сангадиев. Он рассказал  о  том,  какая  работа  проводится  ведомством,  какие  льготы они  могут  предоставить  чабанам  во время  карантинных  мероприятий.  С прошлого  года  ветеринарная  служба  внедрила  такую  программу:  чем больше  у  животновода  скота,  тем меньше тарифы на получение ветеринарных услуг.

Цели:

Одна  из  главных  целей  данного проекта — возродить в селах традиции бурятского овцеводства и помочь нуждающимся селянам.

—  По  нашей  задумке,  в  идеале мы бы хотели каждый год раздавать главам поселений молодняк в общей сумме 2000 голов. На средства, предоставленные президентом Путиным, было закуплено 10 000 голов маток. Еще 1000  голов приобрели благодаря безвозмездной помощи председателя  правительства  Медведева.  Поэтому у нас есть обязательства, и мы должны  делать  все  возможное,  чтобы  справиться  с  поставленными  задачами, — отметил  глава буддистов России.

По  большому  счету  вопросами  развития  села,  животноводства  должно  заниматься  Министерство  сельского  хозяйства.  Но  в  стране  сейчас  наблюдается  экономический  кризис  и  ощущается  нехватка денежных средств. Руку помощи в непростой  для  селян  период  протянула  Буддийская  традиционная  сангха России.  Еще  один  бич  сегодняшнего общества — массовый отток населения, особенно молодежи, из сельской местности.

«Чем больше будет скота, тем больше людей будут заняты работой. К примеру, возьмем из минимального расчета стоимости живой овцы в 2000 рублей. Тот, у кого в наличии 300 голов, получается, имеет имущество, равное 600 000 рублей. Плюс каждый год он будет получать приплод. А в наше время 600 000, считаю, большие деньги. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой оттока сельского населения. Молодежь уезжает в город, ищет работу, выезжает за границу и становится рабом иностранцев. А мы хотим показать, что, живя в деревне и занимаясь животноводством, можно хорошо зарабатывать, растить детей, обучать их», — подчеркивает Хамбо лама Аюшеев.

Мы хотим на своем примере показать, что, занимаясь овцеводством, человек может начать жить лучше. Но не только думать о своей «шкуре», но и помогать остальным. Ведь мы отдаем часть приплода остальным. А уже через несколько лет таких же, как мы, чабанов, будет намного больше. Глядя на нас, молодежь начнет понимать, что это выгодно и почетно», — высказался один из чабанов.


Хамбо лама Дамба Аюшеев встретился с чабанами и обсудил итоги нынешнего окота, наметил планы на перспективу
Фото: пресс-служба Иволгинского дацана

В долгосрочной перспективе полученная по благотворительной программе отара должна передаваться из поколения в поколение. Человек берет на себя большую ответственность по сохранению, преумножению поголовья. В то же время он умножает свою благодетель, делясь приплодом с ближним, помогая улучшить его жизнь и благосостояние. К примеру, когда количество «социальных отар» достигнет 50, каждый год можно будет раздавать по 10 тысяч голов молодняка.

Автор: Виктория Олзоева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях