Азия
11744

Бурхан-Баабай — Шаргай-ноён - защитник воинов

Чем славится почитаемое в Тунке священное место?

Фото:

Наш читатель Б. Халудоров из Тункинского района прислал в рубрику «Мистика» интереснейший рассказ:  

Недалеко от села Хойтогол на левом  берегу  реки  Ехэ  Уhан есть  священная  песчаная  гора. Шаманы  называют  её местом  обитания  или  остановки Шаргай-ноёна.  Старики  рассказывали,  что  тут  с  древности  проводили  тайлганы.

«На вершине  горы ламы раз в  год также  проводили «обоо  тахилга» —  это  большое  моление заканчивалось  праздничным пиршеством.  Население  Тунки,  особенно жители  села Туран,  очень  почитало  и  даже побаивалось хозяина горы, которого называли Шаргай-ноёном», —  писал  в 1939  году ученый Г.-Д. Нацов.

Двойное имя

- У нас в Тунке хозяина этой горы называют длинным двойным именем Бурхан-Баабай — Шаргай-ноён. Считают, что это богатырь,  спустившийся  с  небес для борьбы с иноземными захватчиками.  Шаргай-ноён, говорят, мог  облететь  земной шар  за  один  день, —  начал свой рассказ читатель.

Действительно,  в  облике этого  божества,  как  описывают его старейшины, явно видны черты  военачальника.  Он скачет на соловом коне вооруженный саблей, луком и стрелами, для защиты имеет щит. Тункинцы  считают,  что  Шаргай-ноён явился с юга, спустился на горячие источники у горы Шабарта, близ села Туран. После отдыха он  еще  долго  искал  себе  пристанище. Покружив над Хойто-голом,  хан  облюбовал  солнечный склон горы без растительности.  Скакуны  Шаргай-ноёна,  спускаясь,  так  искромсали острыми копытами склон горы, что проступил  белый  песок.


Фото: plast-mass.livejournal.com

 Он и сейчас виден у горы Бурхан-Баабай,  как  нарекли Шаргай-ноёна ламы. Считается, что Шаргай-ноён  защищает  Тункинскую долину с западной стороны, тогда как Буха-ноён — с восточной. Среди коренных жителей Тунки строго соблюдается  запрет на осквернение  территории  этого  места:  здесь нельзя ломать прутья и рубить деревья,  копать  землю,  засорять  ее  мусором,  загрязнять близлежащий водоем, местные старики запрещают здесь даже громко разговаривать,  смеяться,  сквернословить,  допускать злые мысли.

Сон Лхарамбы

В 1918  году  в  Тункинский район  прибыл  лхарамба-багша  Дарма-Лочин  из  Тибета. Большой  гость  остановился в  местности  Шулуушка  в  доме Жолтоя Шаглуу. Верующие Хойтогола обратились к высокому  гостю с просьбой разрешить  такой вопрос:  где лучше совершать  религиозные  обряды, в местности Тайлгата,  где собирались раньше, или на горе Бурхан-Баабай? — рассказывает Ш.Н. Буянтуев.

Лхарамба-багша  проспал три дня и три ночи.

«Долго  я  искал  Бурхан-Баабая,  но  не  нашел  его  на этой  земле.  Душа  моя  вознеслась  еще  выше,  во  вселенную.  И  там  я  увидел  ослепительной  красоты  дворец  Бурхан-Баабая, который не пустил в свои покои. Выслушав меня, он  разрешил молиться  на  его месте и повелел построить сооружение (Жалсан  ургэл)  высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Бурхан-Баабай повелел  заложить  туда 9  наименований  ткани, 9  наименований  драгоценных  камней, 9 наименований драгоценного металла, — проснувшись, сказал лама».

Так  и  было  сделано.  На другой  день  у  ставки  Бурхан-Баабая — Шаргай-ноёна  лхарамба-багша  провел  молебен. Собралось все население Турана  и  Хойтогола.  Пришли дети, женщины,  они молились на  коленях,  просили  здоровья, добра, благополучия  своим детям и внукам.

—  Пришли шаманы, среди них был Базар Зодбоев (Тунтэгэр бθθ) — белый шаман. Была и женщина-шаманка. Она, ничего не ответив, взяла шаманские атрибуты и уехала в село Монды (той же осенью она там умерла). Шаманские атрибуты были собраны в кучу в местности Нараhан Болдог. Куча получилась  большой.  Лхарамба-багша объяснил, что, когда он начнет читать молитву, с неба должна упасть на кучу искра и тогда люди должны сжечь эту кучу. Как велел лхарамба-багша, так и сделали. С этого времени считалось, что господствует  ламаистская  вера,  о шаманах  не  может  быть  и  речи. Этого  закона  верующие  придерживаются  очень  строго  и по сей день, — пишет наш читатель.

В 1922  году  был  воздвигнут  Жалсан  ургэл —  символ победы  буддийского  учения. При  его  установке  молебен проводили  почетные  ламы — Ганжарбын  гэгээн (единственный со званием «гэгээн» в Бурятии),  Тунхэн-багша (Хамбо  лама)  Кыренского  дацана, Шойжоншо  ламбагай (Буянтуев Сэрээтэр). В это время ламы из  Турана  попросили  лхарамба-багшу  составить  обрядники,  посвященные  Шаргай-ноёну (Шаргай-ноёндо зальбарилын  тахил).  Лхарамба-багша,  составляя  обрядник,  увидел Шаргай-ноёна на соловом коне,  с  луком,  стрелами,  саблей в руках.


Фото: vk.com

«Исходя  из  данных  обрядника,  тункинские  ламы  сделали  его  атрибуты (зэвсэг)  и объявили  Шаргай-ноёна  ламаистским  сахюусаном,  который  прежде  был  шаманистским  хозяином  горы», —  пишет Г.-Д. Нацов.

В 1923  году  в  Тунку  приехал художник Хангалов, учившийся  в  то  время  в  Ленинграде.  Остановился  в  Койморах.  Ламы  обратились  к  нему с  просьбой  нарисовать  изображения бурханов. Для этого в Шумак (Булюта гол) был отправлен житель Хойтогола Базар Шагдуров, который на лошадях  привез  четыре  плоских и  мягких  камня (Булюу  шулуун). На  них  художник  должен  был  изображать  бурханов.  Чойжонши-лама  Буянтуев Сэрээтэр (1873 — 1924 гг.) прочитал  священное  писание (книгу),  которое  сочинил  лхарамба-багша  в  свой  приезд  в Тунку в 1918 году.

«В этой книге были обнаружены  подробные  описания — портреты  четырех  бурханов (лицо,  одежда,  снаряжения, кони  и  т.д.).  Художник  выполнил  просьбу,  сделал  изображение (хурэг)  Шаргай-ноёна — Бурхан-Баабая за 40 рублей  серебром (сагаан  мунгэн)  и 40  пудов  хлеба,  муки.На плоском камне он нарисовал человека с грозным обликом на соловом коне с луком и стрелами» —  пишет  Г.-Д. Нацов.

Функции Бурхан-Баабая

Главная  функция —  военная, защита от врагов. В годы Первой  и  Второй  мировых  войн воинственный  образ  Шаргай-ноёна  был  возрожден.  Мобилизованные на  войну и их  семьи  совершали  жертвоприношения  своему  покровителю. И  сейчас молодые  люди,  призванные для прохождения воинской  службы,  совершают молебен,  прося,  чтобы  покровитель  не  оставил  их  в  беде, оберегал от различных неприятностей.

Песок с горы считается  оберегом,  зашивается  в маленький мешочек и носится всегда при теле выше пояса. Хойтогольцы,  воевавшие на  фронтах  Великой Отечественной,  рассказывают  о  том, что  в  критических  ситуациях им  являлось  видение  вооруженного Бурхан-Баабая, который  сидел  на  соловом  коне  и указывал,  где  спрятаться,  где пригнуться, где стрелять, а где бежать.

Многие бывшие фронтовики  горячо  уверяют,  что Бурхан-Баабай спас им жизнь. Шаргай-ноёну  приписывается и лечебная функция. Мешочек с песком вешали в загонах для  скота.  Считалось,  что  таким образом скот не будет болеть,  будет  хорошо  плодиться и множиться. Песку  с  горы приписывается  и  роль  оберега в семейной жизни. Мешочек с  песком  над  дверью  можно встретить почти в любом доме района.  Считается,  что  он  отгоняет нечистую силу, злых духов.

Сегодня  на  горе  Бурхан-Баабай  возведены  молельные  домики,  построены  красивые  ворота.  Люди  молятся Бурхан-Баабаю — Шаргай-ноёну,  просят  счастья,  здоровья, достатка, детей и уносят с собой священный песок с подножия горы, горячо веря в то, что он принесет удачу и обережет от неприятностей в дальней дороге.


Фото: travelask.ru

Рассказывают, что много лет назад один солдат убил старушку, отказавшуюся сообщить ему, где скрывается некий беглец. По дороге домой он повстречал старика бурята на дохлой кляче и поразился, увидев собственную голову, притороченную к седлу клячи. Возвратившись домой, он узнал, что видел Шаргай-ноёна с вестью, что тот отомстит ему за преступление. Услышав такое, солдат пал бездыханным.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях