В конце прошлого года в Чувашии прошел третий Всероссийский съезд учителей сельских школ. Одной из главных тем форума стало изучение опыта реализации проекта агротехнического образования на селе в Омской области. Между тем в Бурятии уже не первый год внедряется подобная модель в Новоильинском агротехническом лицее Заиграевского района.

Интерес к учебе на селе

На сегодняшний день опыт Омской области является примером успешного сочетания сельскохозяйственного труда и высоких образовательных и научных достижений школьников в сельской местности. Так уже несколько лет в школах Крутинского района Омской области организованы образовательные курсы с углубленным агрономическим уклоном. Активное привлечение ребят к сельскому хозяйству привело к повышению интереса к учебе и получению дальнейших знаний после школы. Так, дети постоянно принимают активное участие в олимпиадах, а сами педагоги проходят повышение квалификации в местных ВУЗах.

Отметим, что в этих образовательных учреждениях есть собственная пришкольное хозяйство, а также сельскохозяйственная техника. А грамотно составленные бизнес-планы помогли лицею из Омской области стать опорной площадкой агрономического образования. В его рамках школьники имеют возможность заниматься не только земледелием, но и сельскохозяйственной наукой. Кроме образовательной и воспитательной функций данная модель обучения имеет и экономический эффект. Ведь за счет сельскохозяйственной деятельности на пишкольных участках значительно удешевляется стоимость школьного питания в сельских школах.

Опыт, полезный всем

Между тем подобный опыт уже давно используется и в Бурятии. Среди передовиков внедрения агротехнической модели образования на селе – Новоильинский лицей. Не секрет, что сельские школы с закрытием колхозов и совхозов в республике потеряли мощного партнера в осуществлении трудовой практики. В связи с этим многим сельским школам пришлось самостоятельно решать задачи трудового воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения. И в большинстве случаев – замалчивать данную проблему.

- Сегодня стоит особенно остро проблема подготовки сельских школьников к будущей жизни, способности ориентироваться в новой экономической обстановке и быть востребованным в обществе. В связи с этим в нашем лицее были внесены коррективы в образовательный процесс. Ведь сельский школьник нуждается в социальной защите  и гарантом этого должна выступить школа, - говорит директор Новоильинского агротехнического лицея Галина Ардаева.

С 1995 года данное образовательное учреждение получило статус агротехнического лицея. И сегодня здесь имеется своя сельскохозяйственная техника, компьютерные тренажеры швейный цех, а также пришкольное хозяйство с теплицами и инвентарем. Так, мальчики с 10 класса обучаются в автошколе по профессии водитель категории «В», «С», тракторист-машинист, а девочки – «швея». Также по договору с республиканским межотраслевым техникумом учащиеся лицея получают профессии электрогазосварщика, повара, продавца, пользователя ПК и хозяйки усадьбы.

- Наши выпускники, имея подготовку по вышеназванным специальностям, могли бы создать уже свое фермерское хозяйство. С целью получения более углубленных знаний мы заключили договор о подготовке наших детей по программе «руководитель фермерского хозяйства» и «бухгалтер малого предприятия» с институтом дополнительного профессионального образования и инноваций БГСХА им. В.Р. Филиппова. Получение удостоверения руководителя фермерского хозяйства дает возможность нашим выпускникам организовать свое собственное дело, - говорит Галина Сангоевна.

Накормили себя сами

Результатом такого подхода в образовании стало заключение лицеем договора о предоставлении квотных мест для поступления школьников по программе «Школа-ВУЗ» в БГСХА. Также учащиеся Новоильинского лицея получили возможность обучаться на одном из факультетов академии.

Все учащиеся лицея проходят летнюю трудовую практику на пришкольном участке. И вся выращиваемая продукция сдается в школьную столовую, что значительно удешевило стоимость детского питания. На сегодня в лицее обеспечен 100 процентный охват горячим питанием. При этом учащиеся начальных классов имеют двухразовое питание – завтрак и обед. Также за счет средств, вырученных с реализации продукции пришкольного участка, лицей имеет возможность последние 5 лет обеспечивать дополнительным питанием детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того учащиеся лицея помогают убирать урожай крестьянско-фермерским хозяйствам района, за что получают оплату сельскохозяйственной продукцией.

Пришкольный участок Новоильинского агротехнического лицея был создан еще в 1965 году. Сегодня его площадь составляет 4,5 га, из которых 3 га – производственный отдел и 1,5 га – учебно-опытный участок. Ежегодно объем собранного урожая картофеля составляет около 10 тонн, более тонны свеклы, моркови, а также других овощей. А для хранения овощей и консервов лицеем построены два овощехранилища и подвал.

Отметим, что Бурятия в последние годы особенно остро столкнулась с недостаточным обеспечением школьным питанием льготных категорий детей. И примеру Улан-Удэ по урезанию бесплатных обедов для детей в ближайшее время могут последовать и районы республики. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать развитие пришкольных хозяйств в образовательных учреждениях. И повсеместно внедрение агротехнологического образования в сельских школах республики.