экономика
2689

Зандра Сангадиев ждет медленного восстановления экономики Бурятии

Глава Минэкономики региона планирует стабилизировать ключевые индикаторы за три года

Фото: russianstock.ru

В феврале 2016 года Зандра Сангадиев, который ранее работал сити-менеджером Улан-Удэ был согласован депутатами Народного Хурала РБ на пост министра экономики республики. «Байкальская правда» узнала у министра, каким для экономики Бурятии был 2016 год. 

— Зандра Гэндэнович, какие изменения претерпела экономика Бурятии за 2016 год?

— В 2016 году сохранились отрицательные тенденции, свойственные многим регионам после кризисных 2014-2015 годов. Несмотря на это сумма собственных доходов в консолидированном бюджете региона выросла до 58% и составила 29,8 млрд руб. Положительная динамика была достигнута по большинству основных доходных источников.

По итогам 2016 года уровень общей безработицы составил 9,6%, уровень регистрируемой безработицы — 1,3%. Уровень реальных доходов населения снизился на 8,4%.

Объем промышленного производства снизился на 22,3%, при этом предприятия по добыче полезных ископаемых добились роста на 3,7%. Так, благодаря началу добычи на Никольском месторождении, увеличилась добыча угля — на 42,9%, добыча урана выросла на 10,7%.

В 2016 году удалось принять решение о федеральной поддержке проекта по освоению Холтосонского и Инкурского месторождений вольфрамовых руд в г. Закаменск, рассчитанного на три года. В этом году ожидается 565 млн руб. на развитие инфраструктуры. Также в 2016 году принято решение о выделении 630 млн руб. из средств Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона на освоение Озерного ГОКа.

Вместе с тем, отмечается снижение производства в транспортном машиностроении. Снижение также наблюдалось в жилищном строительстве. В республике построено порядка 330 тыс. кв. метров жилья, что на 19,3 % меньше по сравнению с 2015 годом. Снижение обусловлено низкой покупательской способностью в связи с недоступностью ипотеки и падением инвестиционных ресурсов.

В Бурятии, как и по России, инвестиционная деятельность переживает стадию низкой активности. Объем вложенных инвестиций в 2016 году сократился в Бурятии на 21,9% по сравнению с 2015 годом. Не может нас удовлетворять и состояние инвестиционного и предпринимательского климата в республике. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ, по версии АСИ, Бурятия находится на 68-м месте по итогам 2015 года, тогда как по итогам 2014 года у нас было 51-е место.

Устойчивая положительная динамика отмечается на рынке туризма Бурятии. Мы перешагнули планку в 1 млн туристов, турпоток увеличился на 7%, объем платных услуг, оказанных туристам превысил 2,5 млрд руб. Продолжаются мероприятия по созданию туристских кластеров.

— В 2016 году ОЭЗ «Байкальская гавань» лишилась федерального финансирования. Каковы планы Минэкономики РБ по продвижению турзоны на Байкале?

— Реализация проекта ОЭЗ «Байкальская гавань» в текущем году продолжится. Правительству Бурятии предстоит совместная с Минэкономразвития РФ работа по передаче правительству РБ полномочий по управлению особой экономической зоной, что позволит сохранить федеральный статус проекта.

Кроме того, участки зоны «Турка» и «Пески» принимают участников всевозможных экономических, туристических и прочих форумов, конференций, конгрессов международного и межрегионального уровня.

В 2017 году на территории ОЭЗ будет проведен целый ряд мероприятий, способствующих привлечению, как потенциальных инвесторов, так и туристского потока из российских регионов и из-за рубежа.

В следующие три года общий объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета будет сокращаться, и к 2019 году составит 17,3 млрд руб. со снижением на 17,5% к уровню 2016 года. Размер госдолга будет нарастать, что связано с недостаточным ростом собственных доходов республиканского бюджета. 

— Возможно ли уменьшить экономическую зависимость региона от Москвы?

— Повышение экономического потенциала республики является главной задачей правительства Бурятии. Для этого необходимо в первую очередь привлекать бизнес в регион: проводить работу по обеспечению комфортного инвестиционного климата.

В рамках увеличения налогооблагаемой базы также есть ряд перспектив: увеличение загрузки крупных предприятий налогоплательщиков — АО «Улан-Удэнский авиазавод», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ЗАО «Улан-Удэстальмост» — путем привлечения экспортных и российских контрактов, включения в федеральные программы импортозамещения. Также необходимо привлечь инвесторов для организации производства крепких алкогольных напитков. Еще одна задача — повышение эффективности расходования средств господдержки, выделение приоритетных высокоэффективных направлений.

— В каких отраслях в Бурятии малый бизнес работает наиболее эффективно? Какие сферы экономики вы бы порекомендовали для малого бизнеса?

— Наибольшая активность малых предприятий традиционно наблюдается в торговле. В данной сфере формируется порядка 52,5% общего оборота продукции таких предприятий (13 млрд руб.). Также значительную долю занимают сфера услуг — это 13,6% или 3,4 млрд руб., и строительная отрасль — 9,9% или 2,4 млрд руб.

Относительно распределения количества индивидуальных предпринимателей по направлениям деятельности, здесь ситуация практически аналогичная: торговля — 40,6% (8 805 единиц), сфера услуг — 10,8% (2 348 единиц), строительство — 6,1% (1 323 единицы).

Относительно рекомендаций по открытию бизнеса хотелось бы отметить, в первую очередь, перерабатывающие направления (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, глубокая переработка древесины) и социальную сферу. Данные направления являются достаточно востребованными на рынке, меры господдержки также предусмотрены по линии соответствующих отраслевых министерств.

Отдельно хочется отметить возможности для реализации проектов в туристской сфере. Это динамично развивающаяся отрасль является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития республики. Проекты в турсфере могут быть весьма разноплановыми, в том числе и в смежных отраслях (трансфере, общепите, изготовлении сувенирной продукции, сельском хозяйстве и многом другом).

— Какие преимущества в привлечении инвесторов имеет Бурятия? 

— Инвестиционный потенциал Бурятии достаточно высок. Он обусловлен природно-ресурсным фактором: в Рейтинге инвестиционной привлекательности регионов (РА «Эксперт») за 2016 год Бурятия находится на 10-м месте по России. Также республика характеризуется промышленным и инфраструктурным потенциалом, перспективами роста потребительского спроса, научно-технической базой, кадровыми ресурсами, уровнем развития международного и межрегионального сотрудничества.

В республике реализуется порядка 35 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 200 млн руб.

В дальнейшем республика будет повышать инвестиционную привлекательность за счет развития инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов (транспортной, энергетической, инженерной); снижения административных барьеров при ведении бизнеса; развития и повышения эффективности организаций поддержки предпринимателей и инвесторов и других мер.

— Каковы планы Министерства по развитию экономики республики на ближайшие годы? 

— В планах министерства в этом году, в первую очередь, подготовка Стратегии социально-экономического развития (СЭР) Республики Бурятия до 2030 года. На протяжении 2016 года в республике шло обсуждение программы. Процесс был максимально открытым, в нем приняли участие представители бизнеса, науки, общественности, депутатского корпуса, эксперты. В настоящее время проект подготовлен, но предложения и вопросы продолжают поступать, потому работа в этом направлении продолжается.

Также мы продолжим работу по взаимодействию с АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» по привлечению федеральных средств, на реализацию инвестпроектов ОАО «Озерный ГОК» и ОАО «Селенгинский ЦКК».

Будет продолжена работа по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах республики, а также по реализации майских указов президента РФ, сокращению задолженности по оплате труда, снижению уровня неформальной занятости населения.

В этом году и в среднесрочной перспективе мы рассчитываем на дальнейшее снижение инфляции. Среднегодовое значение к 2019 году оценивается на уровне 105,2-104,9%.

С учетом замедления темпов роста инфляции, сокращение реальной заработной платы в целом по экономике в 2017 году будет таким же, как и в 2016 году, и оценивается в 2,5-3,2%.

Что касается рынка труда, на 2017 год нами поставлены следующие задачи: реализации активной политики занятости населения. Общую безработицу планируется удержать не выше 10,2% от численности рабочей силы. Далее — обеспечение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, легализация трудовых отношений. И также сохранение достигнутой динамики роста численности населения.

Что касается госдолга, то по оценке Минфина РБ в следующие три года общий объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета будет сокращаться, и к 2019 году составит 17,3 млрд руб. со снижением на 17,5% к уровню 2016 года. Размер госдолга будет нарастать, что связано с недостаточным ростом собственных доходов республиканского бюджета.

Что касается экономики в целом, то в своем прогнозе мы ориентируемся на российские сценарии развития в наших условиях. В следующие три года ожидаем медленного восстановления экономики, стабилизации ключевых индикаторов.

Прогнозом СЭР, утвержденным в октябре 2016 года, предусмотрен рост ВРП на 0,6-1,8% по базовому варианту, и на 2,0-2,9% по целевому. К 2019 году объем ВРП увеличится в 1,2 раза по отношению к уровню 2016 года. При этом среднегодовые темпы роста промышленного производства в 3-хлетний период ожидаются на уровне 102,5-104,2% в зависимости от варианта прогноза.

Автор: газета Байкальская правда

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях