дети
4860

Нет на Быкову Астахова!

За что отвечает руководитель самого народного министерства?

Фото: russianstock.ru

Похоже, что должность министра социальной защиты Бурятии требует осторожности в высказываниях. 

Напомним, как в 2011 году инспектировавший Бурятию детский омбудсмен Павел Астахов рекомендовал министру социальной защиты населения Наталье Хамагановой поискать другую работу. Это произошло после того, как чиновница назвала детей с ограниченными возможностями здоровья безнадежными. Речь тогда шла о защите имущественных прав инвалидов. За свое хамское высказывание Хамаганова поплатилась министерским креслом. 

«Это не мои дети» 

Ее преемница Татьяна Быкова на днях высказалась почти по-хамагановски. В своем видеоблоге «Какой кошмар» 25 марта известный юрист Александра Мяханова рассказала: «Буквально на днях столкнулась на улице с министром социальной защиты республики. Сказала, что только что думала о ней, после того как у входа в магазин увидела двух чумазых подростков. А было уже очень поздно. Они то ли попрошайничали, то ли были карманные воришки. К ним подошли взрослые, пьяные и неопрятные, с какими-то претензиями. Хотела вызвать сотрудников полиции, но они быстро исчезли. Министр легко ответила, что это не её дети, что за них отвечает министерство образования». 

Довольно странно слышать такое заявление от регионального координатора федерального «единороссовского» проекта «России важен каждый ребенок». По сути, министр и партийный босс в одном лице противоречит задачам проекта, одна из которых — индивидуальная профилактическая работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. 

Иски прокуратуры 

Между тем Татьяна Быкова не перестает публично демонстрировать заботу о малоимущих категориях населения. В помощь им министерство проводит благотворительные акции и марафоны, викторины и конкурсы. Отдельная тема ведомства — это жилье для детей-сирот. 

— В 2016 году дома и квартиры для детей-сирот приобретены в шести районах республики. Всего 145 квартир. До конца года еще 64 жилых помещения будут приобретены и перейдут в пользование детей-сирот. В итоге до конца года 209 детей-сирот смогут реализовать свое право на бесплатное предоставление жилья. Также в Улан-Удэ стартовало строительство 135-квартирного жилого дома в 111 микрорайоне, который после сдачи его в эксплуатацию так же перейдет в пользование детей, оставшихся без попечения родителей, — отчитывались о позитивной динамике в конце 2016 года чиновники из профильного министерства. 

Вместе с тем прокуратура в судебном порядке понуждает органы соцзащиты обеспечить сирот жильем. Так, в прошлом году прокуратура Советского района Улан-Удэ проверила обращение двух горожан о защите их прав. В малолетнем возрасте они остались без попечения родителей и как сироты стоят в очереди на получение жилья. По результатам проверки прокурор района обратился в суд с исками к Министерству социальной защиты. Сегодня на рассмотрении суда прокурорский иск в интересах сироты, стоящего с 2013 года на учете в качестве нуждающегося в жилье. По достижении 18 лет он не получил его, сейчас с маленьким ребенком вынужден снимать квартиру. Прокурор Октябрьского района предъявил исковое заявление к Министерству соцзащиты Бурятии об обеспечении его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Улан-Удэ. 

Дома-призраки 

Впрочем, некоторые сданные с помпой дома для детей-сирот оказались откровенной некондицией. Их можно признать непригодными для проживания. Это значит, что государство неэффективно израсходовало бюджетные деньги. В свое время воспитатель Курумканского центра социальной помощи семье и детям Ирина Дамбаева рассказывала: 

— Несколько лет назад в нашем районе сдали дома для детей-сирот. В эти дома они въехали, но жить в них нельзя! Не работают ни канализация, ни водопровод, углы промерзают. И эти дети, которым и так в жизни досталось, вынуждены снимать дома и квартиры за свой счет. А в предоставленных домах они сами ничего не могут сделать, потому что придут проверяющие органы и скажут, что они сами все сломали, земля не в их собственности, приватизировать жилье тоже не могут. Вот и получается, что дом есть, но жить в нем нельзя. У меня складывается впечатление, что эти дома были построены «для отписки». 

Опасно жить 

В некоторых муниципалитетах махинации с жильем для детей стали поводом для возбуждения уголовных дел. Так, следователи СКР России по Бурятии расследуют уголовное дело в отношении председателя комитета по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальского района. По данным следствия, в селе Турунтаево строительная компания возвела 18-квартирный жилой дом, который затем подлежал продаже правительству Бурятии и последующему заселению в него сирот, стоявших в очереди на получение жилья. Председателя комитета подозревают в превышении должностных полномочий — он подписал разрешение о вводе здания в эксплуатацию, в котором опасно жить. 

В поселке Сотниково Иволгинского района дети-сироты получили дома с плесенью и трещинами. 

— Когда мы только заехали, все стены были отсыревшими и заплесневелыми. Нам сказали — топите и все пройдет, мол, это «остаточная влага, все в порядке». Мы топили-топили — плесень не прошла, зато печь раскололась от постоянной топки. Потом нам сказали «проветривайте чаще». Опять — плесень на месте, а вот ребенок простыл, — пожаловалась «Газете РБ» Мария, жительница одного из домов в микрорайоне Молодежный. 

В понедельник врио главы Алексей Цыденов поручил руководителям Минсоцзащиты и Минстроя Бурятии совместно с администрацией Иволгинского района изучить жалобы на качество домов, которые получили сироты в микрорайоне Молодежный поселка Сотниково. По данным Минсоцзащиты РБ, всего в 2015 — 2016 годах для бывших воспитанников детских домов в Сотниково приобретено 254 квартиры, подано пять официальных жалоб по качеству жилья. 

— По итогам проверок в случае выявления реальных нарушений процедуры строительства будут приняты все необходимые меры по устранению недочетов для комфортного проживания детей-сирот, — сообщила правительственная пресс-служба. 

Непонятная позиция 

Впрочем, само министерство дистанцируется от ответственности за качество сдаваемого жилья для детей-сирот. На замечания министр Татьяна Быкова отвечает, что дома принимает комплексная комиссия. 

— Мы на стороне детей-сирот, так как заинтересованы, чтобы они получили качественное жилье, — по крайней мере, так высказалась министр на совещании по итогам 2015 года. 

Непонятна позиция министра самого близкого к народу министерства: отвечать за детей-сирот, но не нести солидарную ответственность с другими ведомствами за то, что их «впихивают» в непригодное для проживания жилье. Так же как и ее позиция по отношению к детям, которые попрошайничают на улицах города. Так что нет на Быкову Астахова.

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях