земля
5106
1

«Плачем, переживаем!»: В одном из районов Бурятии людей заставляют сносить собственные дома, а дети не могут попасть в садик

Жители Тунки оказались в искусственной резервации

Скриншот с сайта otr-online.ru

Сегодня вся территория Тункинской долины совпадает с границами национального парка – это единственный подобный случай не только в российской, но и в мировой практике. Из-за ряда ограничений, которые накладывает федеральное законодательство, местные жители фактически лишились права собственности на землю.

Тункинцы не раз обращались к руководству республики с просьбой снять ограничения. А власти, в свою очередь, пытались отстоять их права на федеральном уровне. Госдума предыдущего созыва даже рассмотрела законодательную инициативу экс-депутата от Бурятии Михаила Слипенчука. Однако не все предложения, выдвинутые правительством и районной администрацией, тогда учли при обсуждении проекта. Вопрос то и дело откладывали в долгий ящик.

В январе 2018-го министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова напомнила: соответствующие письма неоднократно направляли в Москву. На одном из совещаний с участием бывшего руководителя министерства природных ресурсов и экологии России Сергея Донского заняться проблемой поручили непосредственно руководству нацпарка – «как правообладателю всех земельных участков».

- Чтобы они подготовили пояснительную записку и внесли проект постановления в правительство России, – пояснила Магомедова.

А полгода спустя, в июне, она сообщила: в обращении, адресованном Минприроды России, власти попросили исключить из резервата земли сельхозназначения и населённых пунктов. Это ни много ни мало 158 тысяч гектаров.

- Потом выяснилось, что Совет министров (далее – Совмин) в своё время вынес решение о закреплении за Тункинским нацпарком 49 тысяч гектаров земель бывших колхозов, но они до настоящего времени почему-то за ним не оформлены. Поэтому в последнем письме говорилось о том, что мы их исключаем, – пояснила глава Минимущества.

Таким образом, из состава резервата предложили вывести около 110 тысяч га. Зато к нему решили «присоединить» заказник «Снежинский», расположенный в Закаменском районе республики, благодаря чему площадь нацпарка должна увеличиться на 230 тысяч гектаров. Однако воз и ныне там.

«Никто не хочет помогать!»

Заложниками ситуации стали около 20 тысяч человек. В их числе – и Людмила Бартаева, которая недавно получила предписание снести собственный дом. Участок в Кырене, который региональные чиновники выделили ей как многодетной матери, оказался на территории Тункинского национального парка. Строить здесь что-либо запрещено законом, передаёт телеканал ОТР. Женщина узнала об этом, когда попыталась зарегистрировать дом в Росреестре.

- Плачем, переживаем. Нервная обстановка. Никто не хочет помогать! – пожаловалась она.

А ребятишки из села Шимки не могут попасть в садик. Старый давно обветшал и не соответствует нормам безопасности. Группы здесь переполнены почти вдвое. Его включили в программу господдержки и выделили участок под новое здание. Но эта земля тоже принадлежит национальному парку. Новому дошкольному учреждению не дадут лицензию, а значит, оно не сможет принимать детей. Строительство пришлось отложить на неопределённый срок.

Возмущению людей нет предела.

- Мы же жители Тункинского района, мы проживаем здесь. Почему мы не можем оформить участок, построить дом? Не то что детские сады и школы построить – даже капитальный ремонт провести не можем, – отметила замруководителя районной администрации по социальному развитию Лариса Богомол.

Большую часть согласований в разных ведомствах власти республики уже получили. Последнее слово – за федеральным правительством, в чьём ведении находится резерват.

- В 1991 году, когда основные инициаторы создания этого национального парка подавали соответствующую петицию, думаю, никто не представлял, что это создаст какие-то ограничения для жителей. Здесь всё-таки необходимо найти баланс между экономическими и экологическими интересами, – отметил директор национального парка Алдар Доржиев.

В правительстве сейчас разрабатывают поправки в природоохранное и земельное законодательство, чтобы люди, живущие в границах особо охраняемых природных территорий в разных регионах, могли оформлять землю в собственность, строить на ней дома и соцобъекты. Людмиле Бартаевой судебные приставы дали отсрочку до осени. Она надеется, что к этому моменту Госдума успеет принять поправки, иначе вся семья останется без единственного жилья.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях