Флагманский проект «Информ Полиса»
«БОГАТАЯ БУРЯТИЯ»
Улан-Удэ: дорогая наша столица
Призвание любого административного центра России - нести роль флагмана своего субъекта. Стать оплотом, примером для подражания во всех сферах. Именно поэтому проект «Богатая Бурятия» решил посвятить целый раздел аналитике по столице нашей республики - городу Улан-Удэ. Мы хотим, как и наши читатели, разобраться, в каком направлении движется город, что сделано и что еще предстоит преодолеть на своем пути.
Кто главнее?
Изначально давайте разберемся, как устроена структура органов местного самоуправления. Глава муниципального образования (мэр города), Улан-Удэнский городской Совет депутатов (городской Совет), администрация города, Контрольно-счетная палата города друг от друга независимы и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако на практике наши эксперты утверждают, что ситуация складывается иначе.
Предлагаем рассмотреть основные полномочия мэра Улан-Удэ:
несет представительские функции города Улан-Удэ и городского Совета;
издает правовые акты;
руководит горсоветом, вправе требовать созыва внеочередного заседания горсовета;
заключает контракт с руководителем администрации города;
дает поручения постоянным комитетам и комиссиям горсовета;
принимает граждан, рассматривает обращения и жалобы;
В то же время обязанности сити-менеджера намного шире. Он несет ответственность за обеспечение комплексного развития города.

Взглянем на таблицу, отражающую структуру аппарата администрации Улан-Удэ:
Теперь мы наглядно видим, что под ведомством сити-менеджера находятся практически все вопросы. Но, как отмечают наши эксперты, несмотря на длинный список полномочий, при решении многих задач сити-менеджер вынужден советоваться с мэром города Улан-Удэ. И негласно исполнять поручения коллеги. Все-таки администрация Улан-Удэ выполняет исключительно исполнительные и распорядительные функции.

Можно вспомнить, какое недоумение у общественности вызвало введение в 2012 году должности сити-менеджера. Как только не называли вакансию руководителя администрации: «мальчик для битья», «тот, кто ответит за все», «назначенец». И, несмотря на утверждение Александра Голкова, что система «мэр - сити-менеджер» положительно зарекомендовала себя, в скором времени перестанет действовать в Улан-Удэ.

Помимо этого, избирателей ждут и другие изменения. Летом 2015 года Народный Хурал «вернул» всенародные выборы мэра, а это значит, что в 2019 году улан-удэнцы сами смогут выбрать градоначальника.
Сколько зарабатывает город?
Для получения объективной оценки предлагаем сравнить прошлогодний бюджет наших соседей и городов с численностью населения от 400 до 500 тыс. человек.
Судя по графику, становится понятно, что во всех представленных примерах бюджет городов покрывается с дефицитом. И видимо, для государства подобная тенденция считается нормой. Город Улан-Удэ по показателям в принципе находится где-то в середине. Что уже не плохо. Судя по этому графику, Улан-Удэ сравним с городом Курск. Население Курска по данным 2016 года составило 443 тыс человек. На тот же период население Улан-Удэ составило 430 тыс человек.

Давайте вспомним самые элементарные показатели, на которые можем опираться. В Улан-Удэ проживает почти 432 000 человек. Это 40% от всего населения Бурятии. При этом в год республиканский бюджет тратит на различные нужды, включая потребности города, примерно 47 млрд рублей. А расходы города составляют 6,7 млрд рублей, включая республиканскую помощь.
Судя по отчетности Улан-Удэ по годам начиная с 2014-го, видим, что сумма безвозмездных поступлений постоянно растет. В расчет не берем юбилейный 2016 год. Зато собственные доходы не увеличиваются.

Одной из главных причин многолетней стагнации бюджета муниципалитета можно назвать конфронтацию городских и республиканских властей. Так, мы привыкли наблюдать тенденцию латентного «игнорирования нужд города». Прежде всего это заключается в изменении процентного соотношения в городском и республиканском бюджетах. Если в 2003 году городу доставалось 28% от всей суммы собранных с территории города доходов, а Бурятии уходило 44%, то с 2015 года город стал получать всего 12%, а республика - 79%.

Помимо этого, чиновники никак не могут вылезти из той ямы, которую сами себе создали. Можно сказать, пришло время расплаты. Активная продажа земельных участков обернулась бюджету города значительным сокращением финансовых поступлений. И сейчас земельные участки предоставляются исключительно на праве аренды по результатам торгов. Вследствие приватизации сократился нежилой фонд, соответственно, снижаются поступления от аренды нежилых помещений.
Тенденции прошлых лет говорит о том, что при общем росте налоговых и неналоговых поступлений, по некоторым видам доходов отмечается постепенное сокращение. Прежде всего, это касается сбора по госпошлинам, единому сельскохозяйственному и земельному налогам.
В этом году безвозмездные поступления выросли на 434 млн рублей. Из них, практически на 2,5 млн рублей увеличена субвенция на отлов безнадзорных домашних животных. В планах строительство стадиона около 32 школы и новое городское кладбище в Октябрьском районе. Ожидается реконструкция здания школы №63, капитальный ремонт дорожных путей, модернизация объектов водоснабжения и другие хозяйственные работы.

А теперь предлагаем рассмотреть расходную часть муниципалитета. Здесь цифры не столь обнадеживающие.
Как видим, бюджет города с 2014 года ни разу не укладывался в нормы. Только планы следующих двух лет выглядят оптимистично. Однако каким образом администрация Улан-Удэ собирается выйти на нулевые показатели, пока не ясно.

При нехватке средств город привык использовать кредитные ресурсы. Вообще можно отметить порочную тенденцию, когда органы местного самоуправления берут кредит даже не для новых проектов, а чтобы закрыть старые кредиты. Такая схема «перекредитовки» весьма не выгодна, к примеру, банальным ростом процентных ставок. Правда, отметим, некоторые крупные кредиты муниципалитету пришлось брать на реализацию крупных проектов (например, на строительство клеверной развязки) по настоянию республиканских властей.
Существенную часть расходов занимает сфера образования. Согласитесь, 4 млрд рублей - сумма не маленькая. Отсюда возникает вопрос, на что тратятся деньги. По некоторым данным, почти 90% от 4 млрд рублей идет на зарплату сотрудникам образования. Впоследствии мы детально проанализируем каждую из этих сфер, познакомимся с реальным положением дел.
Проект "Богатая Бурятия" продолжает изучать существующее положение дел в республике. Нам предстоит объективно оценить состояние ключевых направлений развития Бурятии: промышленность, сельское хозяйство, экология и природопользование, энерготарифы и ЖКХ, эффективность госорганов и их вовлеченность в федеральные процессы.
Анастасия Аюшеева
Куратор раздела «Город Улан-Удэ»
Чингис Матхеев
Руководитель проекта
Чингис Дагаев
Директор ГК «Информ Полис»
Хотите стать экспертом проекта? Напишите нам: richbur03@gmail.com
Подпишитесь на рассылку материалов проекта и узнавайте о результатах
наших расследований первыми
Поделиться в социальных сетях:
Аудитория проекта
Мы будем выпускать по одному большому материалу в месяц в рамках этого проекта. Верстать лонгриды и газетные развороты, снимать фильмы и монтировать видеоролики. Действительно серьезные расследования и аналитика станут достоянием широкой общественности.
>90 000
Читателей еженедельника
"Информ Полис"
> 100 000
Посетителей сайта infpol.ru в месяц
> 60 000
Пользователей youtube.com в месяц
>50 000
Пользователей instagram в месяц
> 200 000
Пользователей вконтакте в месяц
> 20 000
Пользователей facebook в месяц
Читайте также:
© 2017 All Right Reserved.
Проект подготовлен ИД Информ Полис.
Фото: Александр Гармаев

Комментарии1

Авторизуйтесь, чтобы оценивать комментарии
и получать уведомления об ответах
Войти на сайт
Ваш комментарий
Аноним
31.05.2017 08:24
Мда это получается большая часть расходов на школы и техникумы и откаты в основном все оттуда. Так что мэра можно назвать директором улан-удэ
Богатая Бурятия Общественный проект, направленный на реализацию богатого потенциала нашей республики
Наверх