Бурятия
1611

10 вызовов Бурятии. Вызов 8 «Восстановить экономику»

На наш взгляд, государству и бизнесу нужно обратиться к международному опыту в области использования коллективных ценностей социума. Такая форма организации труда исторически близка нашему менталитету. Именно совместный труд позволил выстроить мощнейшую индустрию СССР и выиграть войну.

ВЫЗОВ 8. ВОССТАНОВИТЬ ЭКОНОМИКУ

Без экономической свободы никакой другой свободы быть не может. (c) Маргарет Тэтчер

Экономика достаточно развитого региона хорошо описывается т.н. трёхсекторной моделью (модель Кларка – Фишера). Первый (первичный) сектор экономики – добыча сырья, сельское хозяйство, горнодобывающая, рыбная и лесная промышленность. Второй (вторичный) сектор – промышленное производство и строительство. Третий (третичный) – сфера услуг, образование и туризм. Также выделяются четвертый сектор (услуги для бизнеса и населения – финансовые, юридические, информационные, транспорт, связь, администрирование и т.п.) и пятый (услуги для населения, требующие высокого уровня квалификации персонала – образование, медицина, научные исследования, рекреационные услуги, сфера культуры и искусства и т.д.).

От развитости (неразвитости) соответствующей отраслевой структуры во все пяти секторах зависит устойчивость хозяйственной системы региона. Сбалансированная структура экономики является основой регионального воспроизводственного процесса и обеспечивает стабильность экономического роста. Каждый сектор через множественные мультипликационные связи обеспечивают развитие производств в других секторах.

В Бурятии структура экономики дисквалифицирована, то есть некоторые сектора представлены всего лишь одним-двумя крупными производствами. Нетрудно догадаться, что при таком раскладе приспособляемость региональной хозяйственной системы к изменяющимся внутренним и внешним условиям крайне низка.

С чего начать восстановление?

1) Кооперация.
На наш взгляд, государству и бизнесу нужно обратиться к международному опыту в области использования коллективных ценностей социума. Такая форма организации труда исторически близка нашему менталитету. Именно совместный труд позволил выстроить мощнейшую индустрию СССР и выиграть войну.

"Кооперация – форма организации хозяйственной деятельности, когда достаточно большое сообщество людей совместно и на равных началах участвуют в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах труда. В СССР потребкооперация решала следующие задачи:

– торговую (она имела особое значение для сельского населения, поскольку розничную торговлю на селе осуществляла в основном потребкооперация);
– закупочную (через потребкооперацию у населения, колхозов, совхозов закупались сырье, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы);
– производство продуктов питания на базе местных сельхозтоваров (произведенных в личном подсобном хозяйстве и закупленных у населения), непродовольственных товаров (из сельскохозяйственного и другого местного сырья).

К 1990 году в СССР потребкооперация обслуживала 40% населения страны. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба" [1].

Кооперативное движение могло бы стать серьезной составляющей экономического развития современной Бурятии. Резервы у кооперативной (краудсорсинговой) модели огромны! Кооперативы должны создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни. Необходимо думать о создании кооперативных банков в Бурятии.

Заметим, что кооперативы – отнюдь не пережиток времен нэпа, развитого социализма или перестройки. "Кооперативное движение в мире – самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700 миллионов человек. Международный кооперативный союз включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран" [1]. Иначе говоря, примерно 12% населения Земли кооперировано, а если исходить из среднего показателя, что семья состоит из четырех человек, то почти половина мирового сообщества в той или иной мере пользуется услугами кооперативных предприятий – хозяйственных, информационно-рекламных или культурно-образовательных учреждений. В Скандинавии кооперативы производят более 85% сельхозпродукции, а в целом по странам Евросоюза на долю кооперативных предприятий приходится 2/3 сельхозпродукции, практически все молочное производство и мясообрабатывающая промышленность. В КНР доля коллективного сектора в валовой продукции превышает 40%. Кооперативное движение широко развито в Республике Татарстан, Краснодарском крае и других регионах России.

Своеобразной формой кооперации являются так называемые народные предприятия. "Народные предприятия или акционерные общества работников прижились во всем мире и успешно работают в России. Правда, у нас их число не превышает двух сотен, но берут они не количеством, а качеством. В кризис народные предприятия смогли не просто выжить, а нарастить объемы производства, увеличить продажи и выручку" [2].

"Являясь одновременно непосредственным производителем и акционером – совладельцем трудовой, а не спекулятивной собственности, работник народного предприятия не только получает право участвовать в управлении и принятии решений, но и несёт солидарную ответственность за производственные результаты. Такой баланс прав и обязанностей – одно из главных преимуществ подобных компаний в конкурентной борьбе.

Важная особенность: развивая принципы «демократии участия», не проигрывая по эффективности акционерным обществам других организационно-правовых форм, народные предприятия содействуют формированию и укреплению коллективных ценностей социума, сохраняют государственный интерес, развивая личность – преодолевают индивидуализм и жажду наживы любой ценой, атомизирующие и разъедающие российское общество" [3].

Эффективность народных предприятий подтверждает опыт более чем 70 стран мира, действующие законодательства которых закрепляют наделение работников собственностью в компаниях, созданных на принципах соединения труда и капитала.

2) Стимулировать жилищное и социально-бытовое строительство.
Строительство – отрасль экономики, обладающая большим мультипликативным эффектом (каждый рубль инвестиций в строительство приносит 4–5 рублей смежным отраслям экономики).

Спрос на благоустроенное жилье огромен. "Формально на душу населения у нас приходится 23 кв. м общей жилой площади. Однако 26% всего жилья не имеет канализации, 22% – водопровода. 33% жилья не имеет душа или ванны, 35% – не имеют горячего водоснабжения. Поэтому, даже по самым оптимистическим данным (с учетом площади коридоров, кухонь, кладовых и т.п.), площадь комфортного жилья на душу населения составляет в России 15 кв. м. В самой бедных странах Европы обеспеченность комфортным жильем составляет более 30 кв. м" [4]. По данным российской статистики в год мы производим один деревянный дом заводского изготовления примерно на 10 тысяч семей и 150 условных кирпичей на три человека.

Важным условием развитие жилищного строительства является серьезное удешевление квадратного метра. Этого можно добиться, перейдя к массовому строительству в пригородных зонах и на селе современных малоэтажных домов из газобетона, или домов каркасного типа на блочной основе. При этом средняя цена составит 15-20 тыс. руб.
Нужно развивать и другие новые технологии строительства недорого жилья. И они есть. Необходимо вопросы землеотвода максимально упростить, поставить выдачу участков под жилищное строительство на поток.

В Бурятии совершенно не развита такая форма долевого финансирования, как жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Как показывает российская практика современное и качественное жилье, построенное посредством ЖСК, стоит почти в 1,5–2 раза дешевле, чем приобретенное на рынке, а именно 20–25 т.р. за благоустроенное жилье с полной отделкой.

3) Развитие экономики знаний и экспорт образования.
Маинд-экономика – один из наиболее быстро растущих сегментов народного хозяйства. Наука, образование, информационные технологии – все требует огромных затрат. Но и отдача соответствующая. "Индия зарабатывает на экспорте компьютерных программ ежегодно 70 миллиардов долларов. Это больше, чем Россия имеет от экспорта газа, продажи черных и цветных металлов. Это в пять раз больше, чем весь наш оборонный экспорт. Индия получает сегодня отдачу от вложенных в экономику знаний инвестиций. А мы не вложили и не пользуемся" [5].

Общий объем мирового экспорта образовательных услуг (как высшего, так и послевузовского образования) оценивается в 200 млрд. долларов. Россия с 1,5 млрд. занимает менее 1% рынка (для сравнения Австралия зарабатывает 17 млрд. долл. на таком же количестве студентов). Место Бурятии – сотые доли процента. Вместе с тем, рост доходов российских вузов от экспорта образовательных услуг составил 410% за 10 лет, что позволяет отнести данный сектор к одному из самых быстрорастущих. Таким образом, Бурятия потенциально может кратно увеличить доходы от экспорта образовательных услуг в ближайшие несколько лет. Надо реструктурировать наше высшее образования, для того, чтобы обучать более дорогих студентов. Все будет зависеть от разумности проводимой вузами политики.

При этом развитие маинд-экономики и экспорт образования можно рассматривать не только как меру, направленную на увеличение прямых доходов, но и как важнейший инструмент привлечения человеческого капитала высокого качества, в том числе из-за рубежа.

4) Строительство инфраструктуры, реиндустриализация.
Еще одним важным локомотивом развития может стать массовое строительство автострад, мостов, ремонт и введение в строй новых железных дорог. Кроме очевидного мультипликативного эффекта, инфраструктурное строительство повлечет за собой развитие бизнеса, прежде всего малого, который появляется с расширением дорожной сети.

Несмотря на бурное наступление постиндустриального мира, промышленность остается становым хребтом большинства национальных экономик. Вместе с тем в России уже более 20 лет наблюдается масштабная деиндустриализация, потеря качества и тотальное упрощение структуры производства. Известный российский экономист Яков Миркин приводит такие факты: «В России производится 1 костюм на 14 мужчин в год, 1 пиджак – на 60 мужчин, 1 пальто / полупальто на 12 – 13 человек, 1 чемодан / сумку на 10 – 11 человек, 0,7 пары обуви на 1 человека в год и 1 пару спортивной обуви на 70 с лишним человек». Он отмечает, что не лучше обстоят дела в производстве строительных материалов. «В месяц – 180-220 штук металлорежущих станков. Несколько процентов годовой потребности в замещении. В месяц – 380 – 400 штук тракторов любого назначения (1/9 часть земной суши). Вычислительная техника – на $3-4 в год на одного человека», – приводит цифры экономист.

Не исключение и Бурятия. Если бы не авиазавод и ЛВРЗ, республика давно бы превратилась в «страну торговых центров». Очевидно необходима масштабная реиндустриализация. В Бурятии перспективными выглядят такие отрасли, как пищевая промышленность, фармацевтика, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, производство строительных материалов.

Где на это всё взять деньги?

5) Развивать бартер и систему p2p.
Правительство Бурятии отличается тем, что у него никогда нет денег для Бурятии. У бурятских муниципалитетов нет денег даже на уборку мусора. Впрочем, это проблема общероссийская. Когда об этом честно признался премьер-министр Медведев, местные «удельные князья» радостно закивали: что же тут поделать – нет у нас денег!
Как ни парадоксально, но развивать региональную экономику можно без использования денег. Что для этого нужно? В Бурятии должны получить развитие бартерные клубы, в которых физические и юридические лица могут обмениваться товарами и услугами, не используя денежных расчетов.

С эпохи лихих 90-х у нас сформировалось скептически-негативное отношение к такой «случайной» форме обмена, как бартер. Считается, что бартер существует лишь при низком уровне развития производительных сил и крайне слабом общественном разделении труда. Однако это не так. Например "в США более 250 тыс. компаний основывают свою деятельность на бартерных сделках, примерно 10% товарооборота страны проходит через этот вид расчетов. В Евросоюзе также созданы крупные международные бартерные площадки. Так, в систему «Евробартер» входит 17000 компаний малого и среднего бизнеса стран Западной и Восточной Европы, а также Турции" [6].

Основная цель системы бартерного обмена – поддержка МСБ, периодически страдающего от нехватки оборотных средств. "Бартер помогает предпринимателям не простаивать. Если у них нет возможности продать что-то за деньги, они ищут возможности обмена. Это помогает обеспечивать оборот и экономить наличность для тех случаев, когда без нее не обойтись. Допустим, парикмахер может стричь семью стоматолога, а тот полечит зубы семье парикмахера. Таким образом, каждый из них сэкономил какую-то сумму, которую может потратить на что-то другое, например на приобретение турпутевки" [6].

Для того чтобы бартерные схемы заработали в масштабах региона, должна быть создана специальная информационная система (на манер интернет-площадки Alibaba и т.п.), которая сосредоточивает заявки по предложению и спросу на различные товары и услуги. Для обслуживания системы бартерного обмена обычно создается бартерный центр, который может оказывать и другие (обычно брокерские) услуги: поиск партнеров, выстраивание товарных цепочек, подготовка контрактов, контроль их выполнения. Наиболее продвинутые бартерные центры создают свои бартерные деньги (в настоящее время могут использоваться криптовалюты – биткойн и др.). С помощью таких денег центры могут закупать у клиентов товары, перечисляя бартерные деньги на их счета. Продавцы могут использовать эти деньги для покупки товаров и услуг других клиентов. Возможна выдача кредитов в бартерных деньгах.

Важно обратить внимание на другой масштабный эксперимент. "Сейчас в России начали развиваться сервисы для кредитования малого бизнеса, которые радикально отличаются от микрофинансовых организаций (МФО) и банков. Суть отличия в том, что в этих сервисах кредитуют не банки или МФО, а люди.

Не нравится ставка банков? Окей, кредитуйте своими деньгами под процент, который хотите. Не нравится, кого кредитуют? Кредитуйте тех, кого кредитоспособными считаете вы, ваше окружение или сервис, которому вы доверили деньги. Не нравится, как кредитуют? Вложите в сервис, который использует последние достижения в области big data – блокчейн. При этом деньги напрямую идут со счета инвестора на счет кредитуемого юридического (или физического) лица и обратно.

Это называется p2p, краудфандингом, взаимным кредитованием. Люди сами выбирают площадки, которым доверяют. Люди сами отвечают за свои деньги, и это делает их умными. По факту некоторые сервисы в России уже научился выдавать деньги за 15 минут исключительно через интернет. Уровень дефолта у большинства игроков ниже 3%" [7].

6) Использовать денежные потоки от продажи сырьевых активов.
Не секрет, что большинство крупных бизнес-групп рассматривают Бурятию исключительно как дойную корову: регион типа Сомали или Бурунди, откуда выкачиваются ресурсы в обмен на стеклянные бусы. Уголь, нефрит, золото, уран, металлы, лес вывозятся эшелонами уже третий десяток лет. А регион только беднеет.

Хватит ли смелости у нового Главы Бурятии, кем бы он ни был, бросить вызов могущественным бизнес-группировкам, орудующим в республике словно волки в кошаре? Сможет ли он что-то противопоставить данной модели, вот в чем вопрос. С одной стороны пример А. Улюкаева надолго отбил охоту у чиновников спорить с сырьевыми «генералами». С другой, иного выхода у Бурятии, по большому счету, нет. Разве что осваивать позицию профессионального нищего на паперти. Которая называется по научному – «лоббирование интересов на федеральном уровне. Но разве это выход?

Естественно, Глава обязан будет считаться с деятельность вышеназванных структур, выполнять, возможно, некие обязательства. Однако полемика как раз в том, насколько он будет готов отойти от этой, очевидно тупиковой модели, и переломить денежные потоки в пользу соблюдения интересов региона.

7) Выпуск облигаций.
Ряд регионов и муниципалитетов давно использует подобную практику для пополнения своих бюджетов и получения денег на осуществление крупных проектов. Они выпускают облигации, которые могут купить, в том числе и граждане. Облигации – неплохой способ пополнить местный бюджет и решить наболевшие инфраструктурные проблемы.

Несколько слов о туризме. На наш взгляд роль этого сектора экономики сильно переоценена. Туристическая отрасль, вопреки расхожему мнению, вовсе не ведет к бурному развитию экономических отношений и общественных институтов. Большинство регионов, где туризм получил бурное развитие – Тунис, Египет, Таиланд и др. – были и остаются бедными странами. В туриндустрии «сливки» снимает владелец бизнеса, инвестор (зачастую это граждане иностранных государств), а не работники и уж тем более не местное население.

Список источников:
1. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. https://www.nkj.ru/archive/articles/2887/
2. Уже не колхоз, еще не АО // Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение №1025 (46) https://rg.ru/2015/11/24/predpriyatiya.html
3. Народные предприятия России // Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/article/147477
4. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 4.
5. Аганбегян А.Г. Деньги в России есть, но используют их крайне неумело // ЮГ-Times. http://m.yugtimes.com/persons/15026/
6. Ближе к натуре // Эксперт. http://expert.ru/kazakhstan/2009/08/malyy_biznes/
7. Люди, а не банк: как решить проблему кредитования малого бизнеса // Forbes Russia. http://www.forbes.ru/biznes/338565-lyudi-ne-bank-kak-reshit-problemu-kreditovaniya-malogo-biznesa

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях