Аутизм. Взросление и сопротивление переменам

Сегодня я более подробно расскажу о некоторых жизненных этапах Дениса и тех трудностях в воспитании, с которыми мы столкнулись по мере его взросления
560
1
Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь. Сенека

За весь период начального обучения мы постоянно старались предъявлять к нему все более сложные требования, следили за «зоной ближайшего развития». Это необходимо для сохранения положительной динамики в усвоении ребенком учебного материала.

Детские особенности:

Лозовой Денис 2005 г.р.,12 лет, ученик 4 класса.

У сына диагноз РДА, никаких дополнительных заболеваний не имеет, обучается по программе 7 вида на индивидуальном домашнем обучении.

Физически развивался без отклонения от норм, но к трем годам стало заметно, что Денис не понимает обращенную к нему речь, не откликается на свое имя, не смотрит на собеседника, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, погружен в свой внутренний мир.

Стала проявляться механичность в поведении с частыми повторами однообразных движений. Денис был очень привязан к определенному распорядку дня, к которому он привык, любые перемены, или смена порядка действий вызывала аутоагрессию и сопротивление ко всему новому.

К выходу в гости или магазин мы готовились, заранее подготавливая его к этому мероприятию. Сами тоже готовились к возможным действиям с его стороны.

Избирательность в еде проявлялась очень сильно. Кормить приходилось тремя - четырьмя наименованиями продуктов, в основном это картофель, рис, один определенный вид сосисок и хлеб. От употребления остальных продуктов он наотрез отказывался.

Вступить можно было только в ограниченный контакт тактильно, или многократно повторяя его имя, чтобы получить ответную от него реакцию. Сам к общению не стремился и не устанавливал «зрительный контакт». Когда хотел кушать показывал рукой на холодильник. Если хотел достать какую-либо игрушку с полки, брал за руку маму и подводил к интересующему его предмету.

Чтобы сходить на улицу, Денис доставал из шкафа одежду, и мы понимали, что он хочет идти гулять. Вербально не общался. При посещении магазина мог схватить любой предмет, и забрать его у него, чтобы вернуть на место, было очень сложно, так как это сопровождалось внезапным взрывом негатива и истеричного крика, поэтому мы внимательно следили за тем, чтобы он не успел ничего взять в руки при посещении супермаркета, иначе приходилось делать массу ненужных покупок.

Воспитывая Дениса, мы поставили перед собой цель - с раннего детства исключить возможность закрепления в ребенке агрессии, для чего в методах воспитания полностью убрали физическое наказание, за любое его плохое поведение. Впрочем, это не значит, что ребенок может делать все, что захочет. Строгое отношение к неприемлемому поведению должно присутствовать в воспитании.

Детские дошкольные учреждения:

В период с 2 до 4 лет мы трижды пробовали посещать разные ДДУ. В первый раз - обычный детский сад с наполняемостью группы 20 детей, затем специальную группу для детей с РАС, с наполняемостью группы 8 человек, и частный детский сад. Ни в одном из этих заведений он не смог адаптироваться к предъявляемым требованиям и правилам поведения и нам пришлось отказаться от попыток включить его в общепринятые формы воспитания.

Дальнейшее воспитание, прививание навыков личной гигиены и дошкольное образование проводилось на дому общими усилиями всех членов семьи. К 8 годам, готовясь к занятиям в школе, мы подошли со средним набором знаний. Он умел считать до 1000 и читал предложениями с дефектами произношения слов и отсутствием формы пересказа прочитанного. Однако навыки личной гигиены и бытового обслуживания были полностью сформированы.

Сейчас общая нагрузка в обучении и воспитании Дениса, включая внеклассные занятия, составляет в среднем 40 часов в неделю. Плюс ежедневное формирование навыков бытового обслуживания 4 часа и свободное время 1 час. За сыном ведется круглосуточное наблюдение и контроль с коррекцией его поведения.

Такой объем обучения стал возможным не сразу. В начале обучения все время рабочего дня у нас занимало формирование у Дениса навыков бытового обслуживания и 1-2 часа непосредственно предметное обучение.

Школа:

Образование ребенка занимает очень большой и важный период времени. Об этом более подробно расскажу в отдельной статье. Хочу только сказать, что сейчас успеваемость в школе хорошая. Денис принимает посильное участие в общественной жизни школы. Он участвовал в олимпиаде по математике, занял 2 место во втором классе, участвовал во внеклассных мероприятиях: предметных неделях по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, в конкурсе рисунков. У сына есть дипломы и грамоты за участие в различных школьных мероприятиях.

Творчество:

Почти с первого класса Денис стал рисовать неплохие рисунки, уже второй год обучается игре на фортепиано, с сентября 2016 года стал заниматься спортивными бальными танцами.

Рисовать он начинал с детских раскрасок, а позже, в 2015 году мы стали посещать индивидуальные уроки по рисованию. Эта деятельность вместе с обучением школьного педагога принесла существенные изменения в его поведении. Он стал более усидчивым, заинтересовался выполнением учебных заданий. И в 3 классе мы смогли ввести дополнительный вид обучения - игра на фортепиано.

Интенсивные занятия дали положительный результат. Стало ощутимо развитие личности.

Радовали нас и личные его успехи в освоении сложных видов деятельности. Но не было физической нагрузки на растущий организм. Чтобы восполнить этот пробел, мы выбрали спортивные бальные танцы - они сочетают в себе и нагрузку, и эстетическое воспитание, а также развивают музыкальный слух. Все эти направления дополняют друг друга и развивают именно те сферы, которые особенно страдают у детей с аутизмом.

Наша основная цель - поиск для Дениса его места в обществе через раскрытие именно творческих способностей. Это позволит ему частично, а возможно, и полностью адаптироваться к жизни. Для этого мы всячески поощряем занятия танцами, рисованием, игрой на фортепиано. Они пробуждают в нем стремление заниматься творчеством в более старшем возрасте, когда он окончит школу. Ведь известно, что у подростков с РАС после окончания учебного заведения иногда случается регресс в развитии навыков, которые он приобрел. Причина тому - снижение требований к ребенку (в случае, когда он не в состоянии продолжать обучение в вузе, или же нет возможности занять освободившееся от занятий время какой-нибудь деятельностью - трудовой или творческой).

Хочется добавить, что какая бы степень нарушения развития у ребенка с РАС ни была - тяжелая или легкая, обучаясь, он, хоть и с трудом, но поддается психокоррекции и постепенно переходит от состояния глубокой отрешенности к адаптации к социальной среде.
Поделитесь с друзьями:

Комментарии1

Авторизуйтесь, чтобы оценивать комментарии
и получать уведомления об ответах
Войти на сайт
Ваш комментарий
Аноним
19.05.2017 11:46
Родительская любовь творит чудеса. Уважение вам, Владимир!

Еще из раздела Здоровье

Последние записи

19 августа
11:44
285
1
Виктор Балдоржиев. Субботний дождь
Автор запретил копирование, использование и публикации своих материалов без его письменного согласия. Любое нарушение будет преследоваться по закону
17 августа
13:33
188
2
Самая ценная и сложная работа - домашняя
Знаю многих девчонок, которые свою жизнь посвящают детям, мужу. Иногда они жалуются, что им надоело сидеть дома. «Время попусту проводим», «Хочется сделать что-то полезное, интересное!»
16 августа
09:35
436
2
Съёмочный этап в Еравнинском районе закончен! Фото
На локации работали приглашённые актёры из Калмыкии, прошедшие отдельный кастинг, и монгольская каскадёрская группа "Тэнгэрийн чоно". В массовке отработали сами еравнинцы - мужчины самых разных возрастов
16 августа
09:20
564
Виктор Балдоржиев. Сон (стихи о водке «Чингисхан»)
Автор запретил копирование, использование и публикации своих материалов без его письменного согласия. Любое нарушение будет преследоваться по закону
14 августа
09:47
96
Улаан-Баатарай театрай музей
Буряад Уласда 6 театрнууд ажаллана: Буряад театр, Буряадай опера болон баледэй театр, Ород театр, Хүүхэлдэйн театр, Залуушуулай театр, “Байгал” театр, Филармони гээд хүмүүжүүлгын талаар ехэ туһа хэдэг,  арад зоноо хүгжэмэй, уран гоё урлагай дээжэтэй танилсуулдаг эмхинүүд бии гээшэ. Эдэ театрнуудта хүдэлһэн алдар суута артистнуудай намтар, гэрэл зурагууд, зохёохы ажал тухайнь хөөрөөнүүд музей соо дэлгээтэй байгаа һаань, арад зон ямар ехээр баярлаха гээшэб. Улаан-Үдэдэ музей бии болошоо ...
10 августа
11:43
784
1
Back to school 2017: покупка канцелярии
Всем привет! До начала учебного года остается все меньше времени, но я не могу сказать, что это грустно, потому что уже соскучилась по школьной суете. Сегодня я поведаю вам о моем "наркотике" - потому что для меня канцелярия это наркотик, и я подхожу к ее выбору очень ответственно и трепетно!
9 августа
09:35
1772
Некоторые моменты из жизни бурят. Наблюдения 1998 года
... И попытка оформления их гекзаметром.
Без никаких заумных рассуждений и споров видно, что с ухудшением жизни в степи, да и не только, сразу появляется много волков, шаманов и воронья. Дальше идут только вариации этих популяций. В 1998 году я попытался оформить мысли об этом в гекзаметре, надеясь, что персонажи далеки от понимания таких тем, сюжетов, а также такой экзотичной для нас формы повествования
4 августа
13:42
306
Рисование как вид психологической помощи
Арт-терапия для детей и взрослых
4 августа
09:18
403
3
Арадайнгаа зан заншал алдаагүй...
Бүхы юумые һайн тээшэнь бодоод, хажуудахи зон тухайгаа һайнаар сэдьхээд  байхадамнай, ажабайдалнай урагшатай, аза жаргалтай, үүлэгүй тэнгэри шэнги сэлмэг арюун байхал даа гэжэ һананаб.  
3 августа
09:31
707
Природа Мухоршибирского района
31 июля
13:40
403
4
Про экскременты и людей
Поговорим про выгул собак в общественных местах. Во дворах, на тротуарах, в парках и скверах
31 июля
13:35
189
Дамба тайшаа тухай домог
Дамба ноёной адуун  түмэ хүрэһэн юм гэжэ арадай домог бии. Адуушадынь адуугаа һубарюулжа тоогынь абаха аргагүй болоходоо, байса хадын бооридохи Заза голой тохой соо оруулжа адуугаа багсаан бүридхэдэг болоо һэн ха. Адуунайнь түмэ хүрэһые гэршэлжэ, адуун сонь ногоон зүһэтэй унаган түрэһэн юм гэлсэдэг. Дамба ноёной адуунтай холбоотой домог түүхэ хори буряад нютагаар хэлсэдэг юм.
28 июля
10:07
337
2
Навальный и Ко: Заграница нам поможет
Триумфальное событие произошло в Сан-Франциско. Такого эпического столпотворения «Жемчужина западного побережья» не видела со времен обкуренной моды хиппи. Мода прошла, а кумар, судя по всему, остался. Да такой сильный, что узрел Сан-Франциско образ Навального

28 июля
10:05
317
Эрдэниин тарнитай буряад хубсаһан
Эрдэниин тарнитай буряад хубсаһанай ямар үүргэтэй, ямар удхатай байһые манай арад зон иигэжэ түүхэ домог соогоо түүрээн магтаһан байха юм.
25 июля
16:48
752
Фотосессия с животными
В теплый воскресный вечер 23 июля думали с ребенком, куда сходить. Решили прогуляться по парку и попали на чудесное, очень доброе мероприятие в парке «Юбилейный»
19 июля
18:04
527
Шпанка - не только вредитель, но и ядовитый жук
Как бороться со шпанской мухой, чем она опасна, и как ее распознать. Советы для огородников
19 июля
14:33
1648
15
Почему рейтинг врио стремится к нулю?
Но прошло время, медовый месяц подошел к концу, и выяснилось, что жених в целом несерьезен. Говорит много, делает мало. Прошло полгода, а изменений в целом никаких. А их этих самых изменений и не могло быть.  
19 июля
09:34
380
Онон, Ага голой нэрэнyyдые хэн yгөөб?
Тиигэжэ тэрэ үргэн мүрэндэ Онон гэжэ нэрэ үгөө һэн ха. Алдаһан һуршынгаа хойноһоо бэдэрһээр ябатараа, тунгалаг сэбэрхэн, зөөлэхэн уһатай голой эрьелэ тулажа ерээд, тэрэнээ олоо һэн ха. Тэрэ голдоо Ага гэжэ нэрэ үгөө һэн гэхэ.
18 июля
17:34
475
Не измеряйте время сегодняшним днём
Родная Бурятия должна процветать! Во всяком случае, для меня это не пустые слова
17 июля
13:47
428
1
Голос кочевников. День первый
Специально для тех кто не был. Репортаж с первого дня фестиваля поможет окунуться в атмосферу фестиваля
Показать больше
Богатая Бурятия Общественный проект, направленный на реализацию богатого потенциала нашей республики
Наверх