Аутизм. Взросление и сопротивление переменам

Сегодня я более подробно расскажу о некоторых жизненных этапах Дениса и тех трудностях в воспитании, с которыми мы столкнулись по мере его взросления
385
1
Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь. Сенека

За весь период начального обучения мы постоянно старались предъявлять к нему все более сложные требования, следили за «зоной ближайшего развития». Это необходимо для сохранения положительной динамики в усвоении ребенком учебного материала.

Детские особенности:

Лозовой Денис 2005 г.р.,12 лет, ученик 4 класса.

У сына диагноз РДА, никаких дополнительных заболеваний не имеет, обучается по программе 7 вида на индивидуальном домашнем обучении.

Физически развивался без отклонения от норм, но к трем годам стало заметно, что Денис не понимает обращенную к нему речь, не откликается на свое имя, не смотрит на собеседника, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, погружен в свой внутренний мир.

Стала проявляться механичность в поведении с частыми повторами однообразных движений. Денис был очень привязан к определенному распорядку дня, к которому он привык, любые перемены, или смена порядка действий вызывала аутоагрессию и сопротивление ко всему новому.

К выходу в гости или магазин мы готовились, заранее подготавливая его к этому мероприятию. Сами тоже готовились к возможным действиям с его стороны.

Избирательность в еде проявлялась очень сильно. Кормить приходилось тремя - четырьмя наименованиями продуктов, в основном это картофель, рис, один определенный вид сосисок и хлеб. От употребления остальных продуктов он наотрез отказывался.

Вступить можно было только в ограниченный контакт тактильно, или многократно повторяя его имя, чтобы получить ответную от него реакцию. Сам к общению не стремился и не устанавливал «зрительный контакт». Когда хотел кушать показывал рукой на холодильник. Если хотел достать какую-либо игрушку с полки, брал за руку маму и подводил к интересующему его предмету.

Чтобы сходить на улицу, Денис доставал из шкафа одежду, и мы понимали, что он хочет идти гулять. Вербально не общался. При посещении магазина мог схватить любой предмет, и забрать его у него, чтобы вернуть на место, было очень сложно, так как это сопровождалось внезапным взрывом негатива и истеричного крика, поэтому мы внимательно следили за тем, чтобы он не успел ничего взять в руки при посещении супермаркета, иначе приходилось делать массу ненужных покупок.

Воспитывая Дениса, мы поставили перед собой цель - с раннего детства исключить возможность закрепления в ребенке агрессии, для чего в методах воспитания полностью убрали физическое наказание, за любое его плохое поведение. Впрочем, это не значит, что ребенок может делать все, что захочет. Строгое отношение к неприемлемому поведению должно присутствовать в воспитании.

Детские дошкольные учреждения:

В период с 2 до 4 лет мы трижды пробовали посещать разные ДДУ. В первый раз - обычный детский сад с наполняемостью группы 20 детей, затем специальную группу для детей с РАС, с наполняемостью группы 8 человек, и частный детский сад. Ни в одном из этих заведений он не смог адаптироваться к предъявляемым требованиям и правилам поведения и нам пришлось отказаться от попыток включить его в общепринятые формы воспитания.

Дальнейшее воспитание, прививание навыков личной гигиены и дошкольное образование проводилось на дому общими усилиями всех членов семьи. К 8 годам, готовясь к занятиям в школе, мы подошли со средним набором знаний. Он умел считать до 1000 и читал предложениями с дефектами произношения слов и отсутствием формы пересказа прочитанного. Однако навыки личной гигиены и бытового обслуживания были полностью сформированы.

Сейчас общая нагрузка в обучении и воспитании Дениса, включая внеклассные занятия, составляет в среднем 40 часов в неделю. Плюс ежедневное формирование навыков бытового обслуживания 4 часа и свободное время 1 час. За сыном ведется круглосуточное наблюдение и контроль с коррекцией его поведения.

Такой объем обучения стал возможным не сразу. В начале обучения все время рабочего дня у нас занимало формирование у Дениса навыков бытового обслуживания и 1-2 часа непосредственно предметное обучение.

Школа:

Образование ребенка занимает очень большой и важный период времени. Об этом более подробно расскажу в отдельной статье. Хочу только сказать, что сейчас успеваемость в школе хорошая. Денис принимает посильное участие в общественной жизни школы. Он участвовал в олимпиаде по математике, занял 2 место во втором классе, участвовал во внеклассных мероприятиях: предметных неделях по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, в конкурсе рисунков. У сына есть дипломы и грамоты за участие в различных школьных мероприятиях.

Творчество:

Почти с первого класса Денис стал рисовать неплохие рисунки, уже второй год обучается игре на фортепиано, с сентября 2016 года стал заниматься спортивными бальными танцами.

Рисовать он начинал с детских раскрасок, а позже, в 2015 году мы стали посещать индивидуальные уроки по рисованию. Эта деятельность вместе с обучением школьного педагога принесла существенные изменения в его поведении. Он стал более усидчивым, заинтересовался выполнением учебных заданий. И в 3 классе мы смогли ввести дополнительный вид обучения - игра на фортепиано.

Интенсивные занятия дали положительный результат. Стало ощутимо развитие личности.

Радовали нас и личные его успехи в освоении сложных видов деятельности. Но не было физической нагрузки на растущий организм. Чтобы восполнить этот пробел, мы выбрали спортивные бальные танцы - они сочетают в себе и нагрузку, и эстетическое воспитание, а также развивают музыкальный слух. Все эти направления дополняют друг друга и развивают именно те сферы, которые особенно страдают у детей с аутизмом.

Наша основная цель - поиск для Дениса его места в обществе через раскрытие именно творческих способностей. Это позволит ему частично, а возможно, и полностью адаптироваться к жизни. Для этого мы всячески поощряем занятия танцами, рисованием, игрой на фортепиано. Они пробуждают в нем стремление заниматься творчеством в более старшем возрасте, когда он окончит школу. Ведь известно, что у подростков с РАС после окончания учебного заведения иногда случается регресс в развитии навыков, которые он приобрел. Причина тому - снижение требований к ребенку (в случае, когда он не в состоянии продолжать обучение в вузе, или же нет возможности занять освободившееся от занятий время какой-нибудь деятельностью - трудовой или творческой).

Хочется добавить, что какая бы степень нарушения развития у ребенка с РАС ни была - тяжелая или легкая, обучаясь, он, хоть и с трудом, но поддается психокоррекции и постепенно переходит от состояния глубокой отрешенности к адаптации к социальной среде.
Поделитесь с друзьями:

Комментарии1

Авторизуйтесь, чтобы оценивать комментарии
и получать уведомления об ответах
Войти на сайт
Ваш комментарий
Аноним
19.05.2017 11:46
Родительская любовь творит чудеса. Уважение вам, Владимир!

Еще из раздела Здоровье

Последние записи

23 июня
15:30
1
Зэрэгээтэ зэдын талада
Анхан сагта Монгол оронһоо нүүжэ ерэһэн сартуулнууд Зэдын урадхалай юһэн голнуудаар нютагжан ажаһуужа байна. Буряадай түрүүшын эрдэмтэн Доржо Банзаров, СССР-эй арадай артистнууд Найдан Гендунова, Содном Будажапов, Дугаржаб Дашиев, эрдэмтэн Сергей Чагдуров, ирагуу найрагшанар Даша-Даба Мункоев, Матвей Чойбонов, Галина Раднаева, Рахмет Шоймарданов гэгшэд Зэдэ нютагһаа гарбалтай юм гээд зэдээрхин омогорхол дүүрэн хөөрэдэг юм
23 июня
15:25
9
Музыка - помощник для детей с аутизмом
Понимание переживаний и возможностей ребенка, страдающего аутизмом, является одной из центральных проблем
23 июня
15:03
6
7 сантиметров. Для опухоли это достаточно много
В развитых странах онкологии уже не так боятся, потому что в большинстве стран именно на профилактику, а не лечение, обращают все больше и больше внимания, и это дает видимые результаты
22 июня
14:25
44
1
Госняня решит многие проблемы
Очень хорошее предложение Анны Кузнецовой. Мамочкам, которые после 1,5 лет не получают уже детское пособие, у которых нет мужа и родственников, сложно прокормить детей.
21 июня
17:43
23
Мyнгэшэ дархан Зоригто Жамбалов
Зоригто Жамбаловай уран бүтээл зүүгээд ябахадамни, ажал хэрэгни урагшатай байгаа. Хэдэн дахин дээдын засагай газарһаа грамотануудта, мүнгэн шанда, бэлэг сэлэгтэ хүртөөб, һүүлшын дүрбэн жэл соо 4 дахин засаг түрын газарһаа грант шүүжэ абааб, энэ бол ажалдамни тон ехэ туһа нэмэри болоо һэн. Энэ зундаа грантын мүнгөөр “Минии уг гарбал” гэжэ ном хэблэгдэн гарахаяа байна. Энэ хадаа Зоригтын гарһаа амжалта дамжан ерэнэ гэбэл алдуу болохогүй.
20 июня
09:00
41
Дэлхэйн томо тэмсээнэй шагналда хyртэбэ
Буряадай гүрэнэй опернэ театрай гол дуушан Ганбаатарын Ариунбаатар мүнөө жэл “Кардиффын аялгануудта” хабаадажа, “Романс” гэжэ номинацида илалта туй лаба гэһэн мэдээсэл бидэ олониие тон ехээр баярлуулба
14 июня
14:30
98
Что делать, если малыша дразнят в школе?
Помимо проблем со здоровьем ребятишки с лишним весом испытывают психологическую нагрузку. Зачастую у полного ребенка наблюдается заниженная самооценка, развиваются комплексы
14 июня
10:30
653
1
Госпожа полицейский
У каждого есть свои секреты, но нередко случается так, что тайна, как говорится, "на лбу написана". Главное правильно ее прочитать
13 июня
11:32
163
Денис в танцах. Все только начинается
При работе с детьми со сложными формами аутизма необходимо постоянно помнить о том, что они вначале не заинтересованы в контакте с нами. Что мы, в некотором смысле, вторгаемся в их мир, пытаясь навязать что-либо новое, а это часто очень трудно для них. Поэтому надо проявлять терпение, соизмерять возможности ребенка и свои требования
13 июня
11:12
280
АПК: кто есть кто
Менеджеры без профильного образования занимаются сельским хозяйством. И даже успешно
13 июня
10:25
75
Тест-драйв и краткий обзор LEXUS CT200
Японская компания выпустила миниатюрный LEXUS CT200. При упоминании марки Лексус сразу возникают ассоциации с огромными седанами и внедорожниками. Компактные машины она отродясь не выпускала. Однако эта традиция дрогнула.
10 июня
16:15
326
Про сорванный отпуск. Как быть?
Может ли турист отказаться от купленной путевки?
10 июня
16:00
104
МОНГОЛ УРАН БЭШЭГ
Монгол бэшэг Үбэр-Монголдо хэрэглэгдэһэн зандаа.  Үбэр-Монголой сэсэн ухаатай ударидагша Улаанхүү “эхэ эсэгынгээ үеһөө үедэ абажа ябаһан монгол хэлэ, бэшэгээ  алдажа болохогүй” гэжэ хэлээд, түрэл хэлэеэ аршалжа шадаһан юм.  
6 июня
14:25
89
1
Алдарта Байгал – арюхан далай
Сэнхирхэн Сэлэнгэ мүрэн Байгалда шудхан ородог. “Байгалай номин эрье дээр бата һайхан алдартай...” гээд поэт Даши Дамбаев шүлэгөө зохёоһон гээшэ.
4 июня
13:48
108
2
Блог спорщика. О проигранных спорах
4 июня
13:00
316
Аутизм - одаренность или ограничение возможностей?
«Среди многочисленных форм нарушений развития - проблема аутизма является одной из актуальных. Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический»
1 июня
16:00
716
10
О природной русской смекалке
И вот в один прекрасный день, когда здание уже высилось, и полным ходом шли отделочные работы, на первом этаже пошла трещина. Трещина шла медленно, но уверено, ломая штукатурку, она в течение пары-тройки часов украсила фасад торгового центра от края до края. Приехали прораб с архитектором и начали материться на рабочих, на погоду и даже на Путина и немного друг на друга
31 мая
15:22
321
Байкальский омуль. Точка невозврата
Продолжаю обсуждение статьи, где я рассказывал о катастрофической ситуации с байкальским омулем. Читатели просили ответить на ряд вопросов. В основном на самые извечные русский вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?»
31 мая
14:05
192
Легенда об огнедышащем драконе
Старец с морин хуром восседал среди любопытствующих кочевников, которые собрались у большого костра послушать древние легенды и песнопения
29 мая
16:26
286
Как Дурачок Иванушка землицу на торгах купил
Отслужил Дурачок-Иванушка государеву службу исправно. И не жнец, а на дуде игрец был Иванушка, да пошёл Дурачок на отдых-пенсию...
Показать больше
Наверх