Аутизм. Взросление и сопротивление переменам

Сегодня я более подробно расскажу о некоторых жизненных этапах Дениса и тех трудностях в воспитании, с которыми мы столкнулись по мере его взросления
672
1
Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь. Сенека

За весь период начального обучения мы постоянно старались предъявлять к нему все более сложные требования, следили за «зоной ближайшего развития». Это необходимо для сохранения положительной динамики в усвоении ребенком учебного материала.

Детские особенности:

Лозовой Денис 2005 г.р.,12 лет, ученик 4 класса.

У сына диагноз РДА, никаких дополнительных заболеваний не имеет, обучается по программе 7 вида на индивидуальном домашнем обучении.

Физически развивался без отклонения от норм, но к трем годам стало заметно, что Денис не понимает обращенную к нему речь, не откликается на свое имя, не смотрит на собеседника, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, погружен в свой внутренний мир.

Стала проявляться механичность в поведении с частыми повторами однообразных движений. Денис был очень привязан к определенному распорядку дня, к которому он привык, любые перемены, или смена порядка действий вызывала аутоагрессию и сопротивление ко всему новому.

К выходу в гости или магазин мы готовились, заранее подготавливая его к этому мероприятию. Сами тоже готовились к возможным действиям с его стороны.

Избирательность в еде проявлялась очень сильно. Кормить приходилось тремя - четырьмя наименованиями продуктов, в основном это картофель, рис, один определенный вид сосисок и хлеб. От употребления остальных продуктов он наотрез отказывался.

Вступить можно было только в ограниченный контакт тактильно, или многократно повторяя его имя, чтобы получить ответную от него реакцию. Сам к общению не стремился и не устанавливал «зрительный контакт». Когда хотел кушать показывал рукой на холодильник. Если хотел достать какую-либо игрушку с полки, брал за руку маму и подводил к интересующему его предмету.

Чтобы сходить на улицу, Денис доставал из шкафа одежду, и мы понимали, что он хочет идти гулять. Вербально не общался. При посещении магазина мог схватить любой предмет, и забрать его у него, чтобы вернуть на место, было очень сложно, так как это сопровождалось внезапным взрывом негатива и истеричного крика, поэтому мы внимательно следили за тем, чтобы он не успел ничего взять в руки при посещении супермаркета, иначе приходилось делать массу ненужных покупок.

Воспитывая Дениса, мы поставили перед собой цель - с раннего детства исключить возможность закрепления в ребенке агрессии, для чего в методах воспитания полностью убрали физическое наказание, за любое его плохое поведение. Впрочем, это не значит, что ребенок может делать все, что захочет. Строгое отношение к неприемлемому поведению должно присутствовать в воспитании.

Детские дошкольные учреждения:

В период с 2 до 4 лет мы трижды пробовали посещать разные ДДУ. В первый раз - обычный детский сад с наполняемостью группы 20 детей, затем специальную группу для детей с РАС, с наполняемостью группы 8 человек, и частный детский сад. Ни в одном из этих заведений он не смог адаптироваться к предъявляемым требованиям и правилам поведения и нам пришлось отказаться от попыток включить его в общепринятые формы воспитания.

Дальнейшее воспитание, прививание навыков личной гигиены и дошкольное образование проводилось на дому общими усилиями всех членов семьи. К 8 годам, готовясь к занятиям в школе, мы подошли со средним набором знаний. Он умел считать до 1000 и читал предложениями с дефектами произношения слов и отсутствием формы пересказа прочитанного. Однако навыки личной гигиены и бытового обслуживания были полностью сформированы.

Сейчас общая нагрузка в обучении и воспитании Дениса, включая внеклассные занятия, составляет в среднем 40 часов в неделю. Плюс ежедневное формирование навыков бытового обслуживания 4 часа и свободное время 1 час. За сыном ведется круглосуточное наблюдение и контроль с коррекцией его поведения.

Такой объем обучения стал возможным не сразу. В начале обучения все время рабочего дня у нас занимало формирование у Дениса навыков бытового обслуживания и 1-2 часа непосредственно предметное обучение.

Школа:

Образование ребенка занимает очень большой и важный период времени. Об этом более подробно расскажу в отдельной статье. Хочу только сказать, что сейчас успеваемость в школе хорошая. Денис принимает посильное участие в общественной жизни школы. Он участвовал в олимпиаде по математике, занял 2 место во втором классе, участвовал во внеклассных мероприятиях: предметных неделях по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, в конкурсе рисунков. У сына есть дипломы и грамоты за участие в различных школьных мероприятиях.

Творчество:

Почти с первого класса Денис стал рисовать неплохие рисунки, уже второй год обучается игре на фортепиано, с сентября 2016 года стал заниматься спортивными бальными танцами.

Рисовать он начинал с детских раскрасок, а позже, в 2015 году мы стали посещать индивидуальные уроки по рисованию. Эта деятельность вместе с обучением школьного педагога принесла существенные изменения в его поведении. Он стал более усидчивым, заинтересовался выполнением учебных заданий. И в 3 классе мы смогли ввести дополнительный вид обучения - игра на фортепиано.

Интенсивные занятия дали положительный результат. Стало ощутимо развитие личности.

Радовали нас и личные его успехи в освоении сложных видов деятельности. Но не было физической нагрузки на растущий организм. Чтобы восполнить этот пробел, мы выбрали спортивные бальные танцы - они сочетают в себе и нагрузку, и эстетическое воспитание, а также развивают музыкальный слух. Все эти направления дополняют друг друга и развивают именно те сферы, которые особенно страдают у детей с аутизмом.

Наша основная цель - поиск для Дениса его места в обществе через раскрытие именно творческих способностей. Это позволит ему частично, а возможно, и полностью адаптироваться к жизни. Для этого мы всячески поощряем занятия танцами, рисованием, игрой на фортепиано. Они пробуждают в нем стремление заниматься творчеством в более старшем возрасте, когда он окончит школу. Ведь известно, что у подростков с РАС после окончания учебного заведения иногда случается регресс в развитии навыков, которые он приобрел. Причина тому - снижение требований к ребенку (в случае, когда он не в состоянии продолжать обучение в вузе, или же нет возможности занять освободившееся от занятий время какой-нибудь деятельностью - трудовой или творческой).

Хочется добавить, что какая бы степень нарушения развития у ребенка с РАС ни была - тяжелая или легкая, обучаясь, он, хоть и с трудом, но поддается психокоррекции и постепенно переходит от состояния глубокой отрешенности к адаптации к социальной среде.
Поделитесь с друзьями:

Комментарии1

Авторизуйтесь, чтобы оценивать комментарии
и получать уведомления об ответах
Войти на сайт
Ваш комментарий
Аноним
19.05.2017 11:46
Родительская любовь творит чудеса. Уважение вам, Владимир!

Еще из раздела Здоровье

Последние записи

20 октября
17:22
1
Предложения Союза дорожников Цыденову по развитию дорожного комплекса Бурятии
Вчера провели собрание, обсудили ситуацию в дорожной отрасли республики: какими темпами и качеством выполняются федеральные программы и проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Вызывает опасения, что не все объекты успеют сдать до конца строительного сезона - если средства не будут освоены, республику могут исключить из некоторых программ и проектов
20 октября
14:19
88
1
Почему надо скорее идти на новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»?
Ну, во-первых, он скоро закончится в прокате. Да, он вышел только на прошлой неделе, но в Улан-Удэ прокат идёт только в одном кинотеатре (People’sPark) и всего на двух сеансах. Следовательно, прокатчики не делают ставки на его прибыльность, поэтому снимут его, наверное, уже на этой, а на торрентах он появится не скоро, так как это фестивальное кино
20 октября
11:05
44
Дацану Отошо нужна помощь по уборке мусора!
Уважаемые улан-удэнцы! 18, 19, 20 и 21 октября 2017 года дацан "Отошо" просит помощи волонтёров
17 октября
21:11
129
Обзор международной мебельной выставки IsaloniWorldWide
В конце прошлой недели я посетила ежегодную мебельную выставку IsaloniWorldWide в Москве - главное событие года для российских дизайнеров. Международные бренды представили свои новинки мебели, света и декора
17 октября
21:06
106
Оёоргүй далайһаа субад удхаһандал...
Поэт хүн  ондоо зон, поэт хүнэй зүрхэн онсо ондоохон сохидолтой, засаг түрын урдаһаа хэлэхэ үгэтэй, айхаяа мэдэхэгүй, арад түмэнэйнгөө түлөө харюусалгатайб гэжэ мэдэрдэг Цырендулма Цыреновна Дондогой нээрээл нэрэ түрэтэй поэт хүн, томо хүн байгаал даа.
17 октября
21:00
160
Кабанско-Оймурский «сыр-бор»
Страна и Бурятия взяли курс, но про импортозамещение и санкции, видимо, и не слыхивали в администрации Кабанского района. А иначе чем объяснить нежелание руководства помочь мне как предпринимателю, который выпускал Оймурский сыр?
17 октября
09:27
152
1
Хорошие времена?
Недавно разговаривали с мамой, пока шли пешком куда-то - я далеко припарковался, а она была не против прогуляться. Говорили о том, прошли или настали хорошие времена...
13 октября
17:26
1282
3
#19.Суровые монголы || Бурятские воины
Всем привет! Это новый выпуск "Дневника Хитрого Бурята".
Осень для меня - это любимое время года, время творческих идей и побед...
12 октября
14:21
299
Проекты Союза дорожников Республики Бурятия
Друзья, хочу рассказать про деятельность и предложения недавно созданного при поддержке главы Бурятии Союза дорожников республики
12 октября
10:29
182
Абьяас бэлигээ арад зондоо
Агын тойрогой Догой нютаг тоонтотой Цыпелма Батурова урма зоригоороо, хүсэл эрмэлзэлээрээ, тэнигэр сэдьхэлээрээ олониие дахуулжа, арад зондоо гоё һайханиие дамжуулжа, соёл болбосоролой дээжэ хүртөөхэ хэрэгтэ эсэшэ сусашагүй ажалаа ябуулна. Арадай дуунуудта, ёохор хатарнуудта, уран үгэдэ хилэ гэжэ байхагүй. Итали, Испани
12 октября
10:21
259
Стильный дизайн: счастье быть дома
В процессе создания интерьера ключевым моментом для меня является не столько стиль в его общепринятом понимании, сколько атмосфера создаваемого пространства. Начиная проект, я всегда думаю о том, насколько комфортно будет жильцам в этом пространстве, будут ли они счастливы в новой обстановке?
11 октября
17:20
331
3
Повторное заседание должно поставить точку в этой истории
Определение Верховного суда России было недавно опубликовано и создало прецедент в судебной практике. Вскоре состоится повторное заседание в Верховном суде Бурятии, которое, надеемся, поставит точку в этой затянувшейся истории
5 октября
12:57
690
О просрочке платежа по кредиту и защите персональных данных
Если платеж был сделан 29 числа, и есть документы, которые это подтверждают, то ответственность за сроки поступления денежных средств банку заемщик не несет
4 октября
14:57
555
1
Как не принести домой «психологический вирус»?
Он может разрушить даже самые крепкие отношения и развеять лучшее впечатление о вас…
3 октября
14:39
357
ҮХИБҮҮД УГ УДАМАА УУДАЛНА
Буряад Уласай соелой яаманай сайд Тимур Гомбожапович Цыбиков "Минии уг гарбал ном хэблэлгэдэ мүнгэ һомололгодо гараа табижа тон ехэ туһалаа юм
2 октября
17:27
387
1
Поможем маме шестерых детей!
Хочу найти дом и начать сбор средств на оплату аренды!
2 октября
11:42
576
А вы были в Сан-Тропе?
Подписывайтесь на меня в инстаграм @erdenimun и на мой канал den mun в youtube. Где я выкладываю больше видео и веду прямые трансляции
2 октября
11:05
345
Как развивать ребёнка, несмотря на занятость и нехватку времени?
Школьная пора - это самое удачное время, когда надо не упустить момент формирования мышления. Не упустить шанс, научить ребёнка думать, мыслить и дать ему чёткое понимание, как это делать
22 сентября
10:00
1085
2
Евротур. Женева. Швейцария
В данный момент я в Европе. Планирую посетить здесь более 10 стран. Подписывайтесь на меня в инстаграм @erdenimun и на мой канал den mun в youtube. Где я выкладываю больше видео и веду прямые трансляции!
21 сентября
13:05
322
4
"ZAM" нээгдэһээр жэл болобо
Домбо” эблэлэй үйлэдбэрилһэн буряад угалзаар шэмэглээтэй шаазан домбонууд, аяганууд нюдэ хужарлуулна. Ханаар зохидхоноор зураатай уран зурагууд үлгөөтэй харагдана.
Показать больше
Богатая Бурятия Общественный проект, направленный на реализацию богатого потенциала нашей республики
Наверх