Аутизм. Взросление и сопротивление переменам

Сегодня я более подробно расскажу о некоторых жизненных этапах Дениса и тех трудностях в воспитании, с которыми мы столкнулись по мере его взросления
194
1
Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь. Сенека

За весь период начального обучения мы постоянно старались предъявлять к нему все более сложные требования, следили за «зоной ближайшего развития». Это необходимо для сохранения положительной динамики в усвоении ребенком учебного материала.

Детские особенности:

Лозовой Денис 2005 г.р.,12 лет, ученик 4 класса.

У сына диагноз РДА, никаких дополнительных заболеваний не имеет, обучается по программе 7 вида на индивидуальном домашнем обучении.

Физически развивался без отклонения от норм, но к трем годам стало заметно, что Денис не понимает обращенную к нему речь, не откликается на свое имя, не смотрит на собеседника, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, погружен в свой внутренний мир.

Стала проявляться механичность в поведении с частыми повторами однообразных движений. Денис был очень привязан к определенному распорядку дня, к которому он привык, любые перемены, или смена порядка действий вызывала аутоагрессию и сопротивление ко всему новому.

К выходу в гости или магазин мы готовились, заранее подготавливая его к этому мероприятию. Сами тоже готовились к возможным действиям с его стороны.

Избирательность в еде проявлялась очень сильно. Кормить приходилось тремя - четырьмя наименованиями продуктов, в основном это картофель, рис, один определенный вид сосисок и хлеб. От употребления остальных продуктов он наотрез отказывался.

Вступить можно было только в ограниченный контакт тактильно, или многократно повторяя его имя, чтобы получить ответную от него реакцию. Сам к общению не стремился и не устанавливал «зрительный контакт». Когда хотел кушать показывал рукой на холодильник. Если хотел достать какую-либо игрушку с полки, брал за руку маму и подводил к интересующему его предмету.

Чтобы сходить на улицу, Денис доставал из шкафа одежду, и мы понимали, что он хочет идти гулять. Вербально не общался. При посещении магазина мог схватить любой предмет, и забрать его у него, чтобы вернуть на место, было очень сложно, так как это сопровождалось внезапным взрывом негатива и истеричного крика, поэтому мы внимательно следили за тем, чтобы он не успел ничего взять в руки при посещении супермаркета, иначе приходилось делать массу ненужных покупок.

Воспитывая Дениса, мы поставили перед собой цель - с раннего детства исключить возможность закрепления в ребенке агрессии, для чего в методах воспитания полностью убрали физическое наказание, за любое его плохое поведение. Впрочем, это не значит, что ребенок может делать все, что захочет. Строгое отношение к неприемлемому поведению должно присутствовать в воспитании.

Детские дошкольные учреждения:

В период с 2 до 4 лет мы трижды пробовали посещать разные ДДУ. В первый раз - обычный детский сад с наполняемостью группы 20 детей, затем специальную группу для детей с РАС, с наполняемостью группы 8 человек, и частный детский сад. Ни в одном из этих заведений он не смог адаптироваться к предъявляемым требованиям и правилам поведения и нам пришлось отказаться от попыток включить его в общепринятые формы воспитания.

Дальнейшее воспитание, прививание навыков личной гигиены и дошкольное образование проводилось на дому общими усилиями всех членов семьи. К 8 годам, готовясь к занятиям в школе, мы подошли со средним набором знаний. Он умел считать до 1000 и читал предложениями с дефектами произношения слов и отсутствием формы пересказа прочитанного. Однако навыки личной гигиены и бытового обслуживания были полностью сформированы.

Сейчас общая нагрузка в обучении и воспитании Дениса, включая внеклассные занятия, составляет в среднем 40 часов в неделю. Плюс ежедневное формирование навыков бытового обслуживания 4 часа и свободное время 1 час. За сыном ведется круглосуточное наблюдение и контроль с коррекцией его поведения.

Такой объем обучения стал возможным не сразу. В начале обучения все время рабочего дня у нас занимало формирование у Дениса навыков бытового обслуживания и 1-2 часа непосредственно предметное обучение.

Школа:

Образование ребенка занимает очень большой и важный период времени. Об этом более подробно расскажу в отдельной статье. Хочу только сказать, что сейчас успеваемость в школе хорошая. Денис принимает посильное участие в общественной жизни школы. Он участвовал в олимпиаде по математике, занял 2 место во втором классе, участвовал во внеклассных мероприятиях: предметных неделях по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, в конкурсе рисунков. У сына есть дипломы и грамоты за участие в различных школьных мероприятиях.

Творчество:

Почти с первого класса Денис стал рисовать неплохие рисунки, уже второй год обучается игре на фортепиано, с сентября 2016 года стал заниматься спортивными бальными танцами.

Рисовать он начинал с детских раскрасок, а позже, в 2015 году мы стали посещать индивидуальные уроки по рисованию. Эта деятельность вместе с обучением школьного педагога принесла существенные изменения в его поведении. Он стал более усидчивым, заинтересовался выполнением учебных заданий. И в 3 классе мы смогли ввести дополнительный вид обучения - игра на фортепиано.

Интенсивные занятия дали положительный результат. Стало ощутимо развитие личности.

Радовали нас и личные его успехи в освоении сложных видов деятельности. Но не было физической нагрузки на растущий организм. Чтобы восполнить этот пробел, мы выбрали спортивные бальные танцы - они сочетают в себе и нагрузку, и эстетическое воспитание, а также развивают музыкальный слух. Все эти направления дополняют друг друга и развивают именно те сферы, которые особенно страдают у детей с аутизмом.

Наша основная цель - поиск для Дениса его места в обществе через раскрытие именно творческих способностей. Это позволит ему частично, а возможно, и полностью адаптироваться к жизни. Для этого мы всячески поощряем занятия танцами, рисованием, игрой на фортепиано. Они пробуждают в нем стремление заниматься творчеством в более старшем возрасте, когда он окончит школу. Ведь известно, что у подростков с РАС после окончания учебного заведения иногда случается регресс в развитии навыков, которые он приобрел. Причина тому - снижение требований к ребенку (в случае, когда он не в состоянии продолжать обучение в вузе, или же нет возможности занять освободившееся от занятий время какой-нибудь деятельностью - трудовой или творческой).

Хочется добавить, что какая бы степень нарушения развития у ребенка с РАС ни была - тяжелая или легкая, обучаясь, он, хоть и с трудом, но поддается психокоррекции и постепенно переходит от состояния глубокой отрешенности к адаптации к социальной среде.
Поделитесь с друзьями:

Еще из раздела Здоровье

Последние записи

23 мая
15:35
Пчелопост
Много пчёл. Вот вы сейчас читаете, от работы отвлеклись, а они работают. Таскают на бёдрышках своих пыльцу в ульи, туда-сюда снуют
23 мая
15:25
2
По лесным тропинкам
Как-то в фейсбуке мне сказали, что лес красив в августе-сентябре. Не спорю, ранней осенью он особенно ярок
23 мая
15:14
3
Расцвела черёмуха
Весна продолжает радовать нас красками. Недели не прошло, а все деревья в городе вдруг стали зелёными. В садах зацвела черёмуха
22 мая
14:22
172
2
Ваши маленькие секреты на виду у всех!
Проблемы безопасности сайтов, о которых владельцы не думают...
21 мая
10:00
113
1
Блог спорщика. Про посуду
Итак, мыть или не мыть? Может ли суд решить вопрос о том, кому из супругов мыть посуду?
19 мая
16:50
612
4
Блог директора ГК «Информ Полис» о кухне медиа
Бурятское родео, Вадим Бредний и Богатая Бурятия. Мэдэгма на детекторе лжи, редакция сайта и наши разработчики.
19 мая
09:00
100
2
Как я на сход села ходил
На сход села в местный ДК меня пригласил глава поселения, объяснив это тем, что у жителей есть ко мне вопросы. Оказывается, в деревне решили что я строю свинокомплекс!
19 мая
00:54
125
2
Запутанная ситуация
Две женщины, две истории. А одна ли правда?
18 мая
16:11
186
1
Аутизм. Взросление и сопротивление переменам
Сегодня я более подробно расскажу о некоторых жизненных этапах Дениса и тех трудностях в воспитании, с которыми мы столкнулись по мере его взросления
18 мая
09:06
58
Алтарганын алтан медальта уран оёдолшон
Бальжинимаева Намжилма Нанзатовнагай тайлбари: Энэ толилолго “Толон” сониной № 10 дугаар, 2010 оной мартын 11-эй үдэр хэблэгдэһэн. Дарима Базарова сэтгүүлшэн бэшэһэн байна
17 мая
18:09
190
1
Бессмертный Полк. Моя история
Вечером 9 мая в соцсетях нашел ссылки на сайты, где можно узнать информацию об участниках ВОв. Начал поиск. И на пятом сайте "ОБД Мемориал" появилась так нужная мне информация. Аж сердце защемило...
17 мая
09:00
278
4
Байкал для Бурятии
Если уже твердо решено заняться эксплуатацией байкальских ресурсов, то нужно думать, как  сделать так, чтобы местное население хоть что-то получило от этого "праздника жизни"
15 мая
12:15
62
Посмотри, с кем ты в одной лодке, и в нужном ли направлении она плывет?
Размышление о митинге 14 мая по отмене доплат "VIP-пенсионерам"
15 мая
11:56
190
1
Почему нам «Низзя»
Алкоголь - абсолютный яд, в первую очередь, для мозговых клеток. Это абсолютно канцерогенное вещество. Алкоголь - не выход из трудной жизненной ситуации. Азиаты генетически обделены ферментом, расщепляющим алкоголь, поэтому его потребление сказывается на них еще более пагубно. Можно ли запретить продажу алкоголя на территории Республики Бурятия лицам коренной национальности?
15 мая
09:47
620
2
Рогатый Ангел
А согласились бы Вы пройти проверку на "детекторе лжи" на предмет супружеской верности? А может быть, вы хотите чтобы ваша вторая половинка побывала в кабинете полиграфолога?
15 мая
09:00
598
Богатая Бурятия: Миф или Реальность? Сколько мы тратим и зарабатываем
Первый видеовыпуск проекта "Богатая Бурятия". О бюджете республики, его доходах и расходах. Об уровне дотационности Бурятии и сравнение с другими регионами России.
14 мая
18:02
85
МИНИИ УГ ГАРБАЛ ТАБАНГУУД
Дари Буянтуева, лауреат Интернет-конкурса "История моего рода", ученица Аланской средней школы Хоринского района рассказывает о своих предках с отцовской и материнской стороны
14 мая
17:53
60
ТҮҮХЭ ТӨӨРИГДЭХЭГҮЙ, УГ МАРТАГДАХАГҮЙ
Аяна Буянтуева - ученица Аланской средней школы лауреат Интернет-конкурса "История моего рода" рассказывает о выдающихся людях своего рода
13 мая
13:37
72
7
Блог спорщика. Не всякий спор судебный...
Суды рассматривают не все споры. Спор по вопросу, который не регулируются законом, судья разрешить не вправе
12 мая
16:57
172
2
Я купил «Шагай наадан»
Очередная цель из списка "100 целей" выполнена! Я купил игру "Шагай наадан"
Показать больше
Наверх