Общество
3699

Домашний авиаконструктор

Знакомьтесь: Виталий Серов — улан-удэнский Кулибин, мастерящий в своем дворе летательный аппарат-дельталет. Эту машину Виталий начал мастерить прошлой осенью

Улан-удэнец Виталий Серов смастерил в своем дворе летательный аппарат

12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики — в честь первого полета человека в космос. Его отмечает по всей стране множество поклонников летного дела, среди которых немало энтузиастов, пытающихся самостоятельно делать свои летательные аппараты. Такие люди есть и в Бурятии

Знакомьтесь: Виталий Серов — улан-удэнский Кулибин, мастерящий в своем дворе летательный аппарат-дельталет. Эту машину Виталий начал мастерить прошлой осенью. С детства увлеченный всевозможной техникой, он самостоятельно конструировал и собирал множество приборов и механизмов, но сейчас решил попробовать силы в создании летательного аппарата.

авиа2.jpg

— Все когда-то начинают от простого к сложному, — улыбается Виталий. — Любовь к технике возникает с ее постройки, как говорят конструкторы, создания «своего детища».

Виталий мастерит летательный аппарат гибридного типа, относящийся к дельталётам, но сочетающий элементы автожира и экраноплана.

Виталий предполагает установить на дельталет свободновращающийся винт для возможности вертикальной посадки и дополнительное крыло, чтобы использовать экранный эффект для полёта над водоёмами.

По задумке, аппарат предназначен для перелетов на расстояние около 150 км. «Потолок» — до 1 км, хотя с более мощным двигателем может достичь трех, грузоподъёмность — до 400 кг или два человека. Средняя скорость — 70 — 80 км/ч, максимальная — 120. Сердцем машины является двигатель РМЗ-640 производства Рыбинского моторного завода. Его мощность 32 л.с., он ставится на снегоход «Буран», а также на аэросани и лёгкие самолеты. Для полета служит крыло «Грач-16» с тележкой, также сейчас делается крыло под экрано­план, плюс поплавки и лыжи.

Практическое использование такого летательного аппарата может быть весьма разнообразным — заброска грузов, спортивные цели, авиахимработы, развлекательные мероприятия, такие как прогулки или воздушная охота. Да хотя бы ездить на дачу, перемещаясь по воздуху или по воде. Тут стоит упомянуть такое преимущество перед автомобилем, как экономичность: в полетном режиме он тратит всего 7 — 8 литров на сотню километров. В случае отказа двигателя он спустится, как планер.

— На самом деле я задумал смастерить впоследствии летательный аппарат совершенно новой конструкции, а этот дельталет делаю, чтобы набраться опыта в разработке такого рода техники, — рассказывает Виталий.

В настоящее время дельталет почти доделан, уже к лету предполагается провести летные испытания. Но для завершения работ необходим ряд материалов, которые в нашем городе трудно достать.

— Если бы кто-нибудь оказал спонсорскую поддержку, — мечтает Виталий. — Нужно ведь совсем немного, например, трубки из алюминия и титана нужной длины и толщины и еще немного деталей. Был бы очень рад, если бы мне оказали помощь в завершении строительства этой машины.

Экраноплан — транспорт, использующий эффект воздушной подушки для полета в нескольких метрах над поверхностью земли или воды.

Автожир — аппарат, в полете использующий свободновращающийся вертикальный винт наподобие вертолётного.

Какие нужны документы, чтобы летать на дельталете на законных основаниях?

Каждая страна имеет свое воздушное законодательство. В России аппарат должен иметь свидетельство о государственной регистрации, удостоверение о годности к полетам и страховку гражданской ответственности. Летчик должен иметь свидетельство пилота-любителя на данный тип летательного аппарата и действующую медицинскую справку о годности к летной работе.

— Все эти документы получить на сегодняшний день практически невозможно из-за несовершенства нормативных документов, регулирующих деятельность легкой авиации, — говорит Виталий. — Но даже получив их, летать на законных основаниях будет крайне затруднительно по той же причине. Это, кстати, касается и других легких летательных аппаратов. Поэтому на сегодня в стране нет ни одного зарегистрированного и имеющего российские бортовые номера. Впрочем, летом 2006 года были приняты поправки в Воздушный кодекс РФ, которые должны, по идее, существенно облегчить законное использование воздушного пространства страны легкими летательными аппаратами. В частности, они предусматривают т.н. беззаявочную систему выполнения полетов. Проще говоря, сегодня в стране действует разрешительная система ИВП (использования воздушного пространства), при которой перед каждым полетом нужно подавать заявку и получать разрешение на полет от органов УВД (нет, не милиции, а Управления воздушным движением). В то же время во всем цивилизованном мире легкая авиация летает по уведомительной системе, при которой пилот в лучшем случае сообщает диспетчеру, где, когда и куда он собирается лететь. Да и то не всегда — большая часть воздушного пространства ниже эшелонов, на которых летают большие самолеты, вообще не регулируется. Такая система должна появиться и у нас через несколько лет. А пока ее нет, мы летаем по-своему. А на вопросы, как это делать, отвечаем: приходите в местный аэроклуб бывшего ДОСААФ, в ходе обучения вы все узнаете в подробностях.

Автор: Василий Тараруев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях