Общество
5800

Древний обряд подстегнул программу возвращения бурят-эмигрантов

Просьба не смотреть детям и особо впечатлительным людям

Забытый в Бурятии старинный праздник скотоводов-кочевников «Эмнилгэ» прошел в Мухоршибирском районе. Работающие там шэнэхэнские буряты показали красочные обряды кастрации и клеймения домашних животных

Гостей праздника из других районов настолько поразило увиденное, что они тоже решили пригласить к себе шэнэхэнцев.

— Мы слышали, конечно, что раньше был такой праздник у кочевников. Но никак не ожидали, что это настолько зрелищное мероприятие. Его можно сравнить со знаменитым родео в Техасе, — делится впечатлениями председатель СПК «Победа» Мунко Дамбаев.

Он в составе большой делегации от Еравны специально выезжал в Тугнуйскую долину, чтобы перенять опыт успешного разведения скота. Календарно-обрядовый праздник «Эмнилгэ», куда попали гости, всегда отмечается в весенние дни, когда заканчивается окот овец. Ведь получение нового приплода символизирует у кочевников продолжение жизни и растущее богатство. При этом право на проведение этого праздника имеет далеко не каждый скотовод, а только самый хозяйственный — тот, у кого год от года приумножалось поголовье домашнего скота. В этом году хозяином праздника стал Бальжинима Батомункуев. Он показал гостям такие древние обряды, как «даага тамгалха», «yхэр буруугаа тамгалха» (клеймение крупнорогатого скота), «хурьгаяа эмнихэ» (кастрация ягнят).

— Все эти обряды имеют под собой хозяйственную причину. По меткам посторонние могут безошибочно определить хозяина скота. А кастрация одного животного в благоприятный день, верили наши предки, увеличивает количество животных в стаде до ста раз, — объяснял гостям хозяин праздника.

Зрители своими глазами увидели, что такое грамотное разведение скота.

— Больше всего меня поразило, как легко и просто здесь ловят и валят диких коней на землю для кастрации. Мы же привыкли к тому, что ловля и кастрация коней — долгая и тяжкая процедура с соблюдением всех ветеринарных правил. Глядя, как играючи управляются с этим шэнэхэнцы, понимаешь, что все это просто хорошо забытое старое, — считает председатель ЗАО «Домна» Баир Нимаев.

Ни единого клочка сена

Самым шокирующим для гостей праздника стало то, что наши реэмигранты абсолютно не подкармливают скот. Тщетно искали гости глазами хоть один клочок сена.

— Я вынужден был спросить: может, вы зерном подкармливаете? В ответ шэнэхэнцы рассмеялись. Оказывается, если пасти скот по определенной непрерывной схеме, не надо никакой подкормки сеном или зерном, — не перестает удивляться Баир Нимаев.

Как выяснилось, шэнэхэнцы просто кочуют в поисках лучшего места для пастьбы. Поэтому кошары для овец представляют собой разборные щиты. Все перевозится на тракторе с вагончиком. Получается, что круглый год животные содержатся под открытым небом. Для тепла применяют такой прием: при смене пастбища устанавливают кошару и загоняют в нее животных. Если осталось свободное место, один щит убирается, чтобы животные плотнее прижимались друг к другу. Кстати, так разводят не только привычных к такой жизни аборигенных бурятских овец, но и мериносов.

— Одна из кошар была обтянута брезентом для утепления. Но сами шэнэхэнцы смеются, что это уже «местная мода». На самом деле брезент вовсе не нужен, — вспоминает Нимаев.

Присутствовавший на празднике глава Еравны Дамби Дамбаев отметил, что был здесь в январе. С тех пор мухоршибирские шэнэхэнцы уже дважды сменили место. Всего за год им приходится кочевать не меньше пяти раз. Именно в этом и заключается их секрет разведения скота с наименьшими затратами. При этом весенние овцы у шэнэхэнцев весьма упитанные.

— Мы воочию увидели, что такое овцеводство приносит наибольший и быстрый доход. Ведь ягнята, рожденные в начале зимы, к осени уже значительно наберут вес, — говорит председатель СПК «Победа» Мунко Дамбаев.

Возвращение на родину предков

Эта встреча дала конкретные результаты по реализации программы «Соотечественник». Еравницы хотят пригласить к себе шэнэхэнских бурят, чтобы они поделились своим опытом кочевого пастбищного скотоводства. И уже есть первый кандидат на переезд — хозяин гостеприимного гурта Бальжинима Батомункуев. Для него Еравна — родина предков, его бабушка родом с Маракты. Бальжинима планирует разводить в Еравне кобылиц для дойки и производства кумыса.

— Мы выезжали с ним в Китай. Шесть семей общей численностью двадцать человек выразили готовность переехать к нам, — рассказывает Мунко Дамбаев. — В мае должен приехать один из их представителей, чтобы посмотреть условия, в которых им придется жить.

На фото Д. Галсанова: Кастрации подвергается до 80 процентов жеребцов, поскольку норовистый жеребец агрессивен не только к другим коням, но и к людям. Некастрированный конь легко возбудим, быстрее «перегорает», хуже набирает и держит массу, более привередлив к условиям кормления и содержания. Став мерином, конь становится выносливее и спокойнее, у него меняется экстерьер: становится выше, шире в крупе

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях