ДТП
3560

Некрополь вдоль дорог Бурятии

За 10 лет на дорогах Бурятии погибли 3 тысячи человек, обочины превратились в кладбища

За последние 10 лет в республике произошло 17 тысяч ДТП, в которых погибли около 3 тысяч человек. Ранения получили более 22 тысяч

Цветы, траурные венки, обелиски и даже настоящие могильные плиты, памятники с выбитыми именами и датами жизни погибших водителей и пассажиров — все это стало привычным зрелищем на наших дорогах. И если мы к этому привыкли и не замечаем, то, наверняка, иностранных туристов это ввергает в шок.

Запрещено, но все делают

Если поставить вместе все придорожные надгробия, получится солидный некрополь. Доходит до того, что родственники и близкие погибших в ДТП заказывают сразу два одинаковых памятника — один устанавливают на кладбище, другой в том месте, где произошла трагедия.

С одной стороны, кресты и венки — это память о жертвах автокатастроф. Родных и близких погибших можно понять. С другой, обочины теперь напоминают погосты, и это становится проблемой. Понятно, что наш претендующий на развитие туризма регион это ну никак не украшает. Для чего устраиваются кладбища повсюду и законны ли такие сооружения?

— Вообще-то это запрещено, — говорит Галина Тарабрина, директор специализированного ритуально-похоронного бюро. — У нас есть закон о погребении, похоронном деле, где сказано, что только на кладбище должны ставиться надмогильные знаки, на которых есть имя и даты жизни усопшего. Если люди устанавливают такие вещи вне кладбища, все это должно согласовываться с органами местного самоуправления.

На деле такие сооружения ни с кем не согласовываются, а бороться с этим повальным явлением ни у кого рука не поднимается.

— В нашей компетенции только участок дорог один метр в сторону от кювета или обочины, — говорит начальник отдела организации работ по содержанию автомобильных дорог ФГУ "Южный Байкал" Владимир Кыласов, — а памятники чаще всего устанавливают подальше — на территории, за которую отвечают сельские поселения. В принципе, такие сооружения запрещены. Все это устанавливается без всяких согласований. Но это дело деликатное, потому мы не вмешиваемся. Потом нас же и обвинят в вандализме. Поднять руку на сакральные вещи мы не можем. А так, все эти памятники с годами сами собой чаще всего приходят в негодность, исчезают или их разворовывают охотники за металлоломом.

Отвлекает или напоминает?

Водители в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считают, что могильные плиты вдоль дорог — хорошее предупреждение лихачам:

— Я считаю, что каждому человеку, сидящему за рулем, нужно периодически напоминать, что все мы смертны и что человеческое тело — очень даже хрупкая конструкция. И что к автомобилю нужно в первую очередь относиться не как к средству передвижения (а тем более понтов!), а как к средству повышенной опасности, — считает водитель с 20-летним стажем Олег Сергеев.

Другие уверены в том, что такое угнетающее зрелище, наоборот, выводит из равновесия и даже способствует аварийности.

— Зачем это нужно? — недоумевает водитель-дальнобойщик Сергей Крылатов. — Только нагнетает жуткое чувство тревоги, беспокойства... отвлекает водителя. Для сохранения памяти о человеке существуют кладбища, а вводить в обычную жизнь кладбищенскую атрибутику — по-моему, лишнее. Близкие и так помнят, где человек разбился, а остальным об этом совсем не обязательно знать, хотя бы потому, что им все равно.

Священник, настоятель Храма вознесения господня Михаил Литвинов считает, что традиция увековечивать память усопших таким образом пошла с Древней Руси.

— Была такая традиция раньше - на месте гибели людей, особенно в тех случаях, когда тела не находились, ставили кресты в память об этих людях. Традиция связана с культурой поморов, которые тонули в море, а найти и захоронить тела было невозможно.

Дубликаты — излишни

Православная церковь к таким фактам относится нейтрально, не запрещая, но и не рекомендуя такую инициативу.

— Не совсем приятно, когда едешь, допустим, по Баргузинскому тракту, где все пространство усыпано могильными памятниками. С другой стороны, в какой-то степени это напоминание о том, что все мы смертны, о том, что в дороге себя нужно вести аккуратней, — говорит отец Михаил.

Священнослужитель Иволгинского дацана Дагба-лама также считает данный вопрос неоднозначным. Ведь в буддизме не принято излишне переживать за усопших, и даже на кладбище верующие буряты стараются вовсе не заходить:

— Мы знаем, что есть перерождение. Поэтому, с точки зрения буддизма, когда мы сильно плачем и вспоминаем умершего, то мешаем ему переродиться в следующей жизни.

Поэтому дубликаты могил и на кладбищах и вдоль дорог ламы считают излишними. Это только отвлекает водителя от дороги. Кроме того, возможно, это мешает перерождению погибшего. С другой стороны, опять-таки есть и философская сторона вопроса — напоминание о бренности бытия и, соответственно, напоминание о том, что к смерти надо успеть правильно подготовиться — то есть вести праведную жизнь.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях