Общество
3342

За упавшие спутники ГЛОНАСС заплатят маршрутчики

С 1 июня на карте Улан-Удэ в режиме он-лайн можно будет наблюдать за передвижением более двух тысяч автомобилей. Пассажирский транспорт переведут на систему ГЛОНАСС за счет средств перевозчиков. Маршрутчики не согласны с нововведением, но выбора у них нет: отказавшись устанавливать датчик, они могут лишиться работы



ГЛОНАСС как ядерное оружие и нефть

Время показало, что, несмотря на большие финансовые вливания из бюджета, сформировать полноценный потребительский рынок и вытеснить с него GPS не получится. Пока неизвестно и то, насколько качественной будет спутниковая связь. В начале декабря прошлого года три спутника системы ГЛОНАСС при выводе на орбиту упали в Тихий океан.

Однако на рынке мониторинга пассажирского транспорта, военной техники и безопасности ГЛОНАСС уже закрепился и будет усиливать позиции — в первую очередь благодаря протекционистским мерам со стороны государства.

Российская спутниковая система, по мнению улан-удэнских специалистов, должна быть приравнена к ядерному оружию и полезным ископаемым.

— Если страна имеет свою систему позиционирования, ядерное оружие и нефтяные запасы, эта страна считается сильной, — говорит Глеб Егодуров, начальник службы контроля пассажирских перевозок города Улан-Удэ.

Служба была создана три года назад для работы по внедрению навигационной системы на пассажирский транспорт.

Ядерное оружие и нефть в России есть, спутниковая система тоже есть, только ее необходимо поддержать. Пока своя система есть только в США (GPS) и России (ГЛОНАСС). Сейчас по нашим стопам идут Китай и Евросоюз.



Откажут в техосмотре и лицензии


В декабре 2009 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации №928, регламентирующее использование системы ГЛОНАСС в интересах дорожного хозяйства. Тогда оговаривались сроки внедрения современных датчиков на общественный транспорт. Все перевозчики должны были самостоятельно приобрести приборы на свой автомобиль до 1 января 2011 года. Но к этой дате датчики стояли только на муниципальных автобусах. Правительству России ничего не оставалось, как оттянуть сроки внедрения спутниковой системы до 1 июня 2011 года.

С лета этого года обязательным требованием к общественному пассажирскому транспорту будет наличие навигационного прибора. Без него ГИБДД не будет выдавать техосмотр, а Управление государственного автодорожного надзора откажет в лицензии.

В законе оговаривается, что системой ГЛОНАСС будет оснащен не только пассажирский транспорт, но и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. Кроме того, строчка о навигации есть и в техническом регламенте, где речь идет о новых автомобилях (2011 года), оборудованных компьютерами ГЛОНАСС.

— Иностранные машины, ввозимые на территорию России, должны иметь интерфейс подключения к системе ГЛОНАСС, то есть компьютеры будут русифицированы. Иначе их просто не зарегистрируют на территории нашей страны, — сообщил Глеб Егодуров.

Скорее всего, проблемы с новыми автомобилями не возникнет. На всех иностранных машинах стоят компьютеры, и в принципе ничего сложного в этом нет.



За машиной можно следить из любой точки мира


В России навигаторы уже стоят на пассажирском транспорте Уфы, Казани, Сочи. В Улан-Удэ же датчиками пользуются не многие: маршрут №70 и некоторые таксисты. Уже почти год сто единиц муниципального транспорта оснащены датчиками. Но пока считанная с навигаторов информация в Интернете не появляется. Ее используют для анализа ситуаций на дорогах.

Пока улан-удэнцы боятся открытости, полагая, что с датчиком будут находиться под слежкой. Хотя плюсов в системе явно больше, чем минусов. Каждый автолюбитель может зайти на карту города на интернет-портал и узнать, где в данный момент пробки. Таким образом, водитель может выбрать для себя свободный путь. Датчик может стать заменителем противоугонного средства. Прибор можно поставить как открыто, так и скрыто. Экстренные службы также оборудованы датчиками ГЛОНАСС. Информация о нахождении каждого автомобиля ДПС или «скорой помощи» есть в едином центре управления нарядом.

— Хозяин в любой момент может зайти на сайт и посмотреть, стоит у него машина в гараже или нет. Даже уезжая в командировку за границу, можно наблюдать за своим автомобилем, — говорит специалист.

Правда, стоимость одного датчика обойдется автовладельцу в 20 тысяч рублей и плюс к этому обслуживание за трафик — в среднем 500 рублей в месяц. Сейчас в Улан-Удэ работает порядка пяти операторов по системе ГЛОНАСС. Самодельный датчик ГЛОНАСС может стоить куда дешевле — до трех тысяч рублей. Только вот чтобы создать такой навигатор, нужно иметь хотя бы базовые знания по физике и электронике. Тем, кто хочет попробовать, можно найти информацию в Интернете.

Перевозчик поставлен в жесткие рамки

В будущем планируется вывести карту города с движущимися автобусами на телефоны. Тогда каждый горожанин сможет посмотреть, в какой точке сейчас находится необходимый ему транспорт. Кроме того, на основных остановках города появятся электронные табло, которые будут показывать время прибытия того или иного транспортного средства, оборудованного датчиками. Пассажир может сориентироваться, во сколько подойдет автобус или трамвай. Пока решается вопрос с финансированием. Ведь одно табло стоит 50 тысяч рублей, а в бюджете средств явно не найдется. Финансировать проект будут из небюджетного фонда, а значит, из кармана частного перевозчика. В то время как сами перевозчики в нововведении не видят никакой пользы — одни растраты.

— Нас просто хотят взять под контроль, при этом за наш же счет, — говорит Бэлигто Бадмаев, водитель маршрута №56.

Выхода из ситуации водитель не видит: либо покупай прибор, либо прощайся с работой.

— Перевозчик у нас поставлен в жесткие рамки. Сегодня ездят рабочие мужики, которым надо кормить семью. Раньше было иначе: если сел на маршрут, значит, «олигарх», а теперь те водители, которые остались на маршруте, просто не хотят бездельничать, — пожалел перевозчиков Глеб Егодуров.

Возникает еще один вопрос: нужно ли оборудовать датчиками ГЛОНАСС «Истаны»? Ведь уже в 2013 году эти машины корейского производства не будут допущены к пассажирским перевозкам (это регламентирует постановление правительства о переводе всего пассажирского транспорта на одобренный тип транспортного средства. «Истаны» такого одобрения не имеют).

— «Истаны» никуда не денутся. Они будут продолжать работать в организациях и перевозить более восьми человек, а это уже лицензия и, соответственно, ГЛОНАСС. Они найдут себя на других перевозках, — сообщил Глеб Егодуров.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях