Общество
5999

Безнадежность отчаяния

Узбеки, живущие в Бурятии, не знают, как помочь своим родным в Киргизии

Узбеки, живущие в Бурятии, не знают, как помочь своим родным в Киргизии



В праздничный день 12 июня на площади Советов из веселой толпы резко выделялась большая группа плачущих людей. Это были киргизские узбеки, проживающие в Бурятии. Они оказались в безвыходной ситуации: ни помочь своим родным и соплеменникам в Оше, охваченном беспорядками, ни выехать к ним они не могут

— Телевидение врет. Одну и ту же картину показывают. А у меня сестра сидит в подвале с детьми, младший ребенок уже три дня температурит. Даже я, когда звоню, слышу стрельбу на улицах и крики, — плача, рассказывает уроженка Киргизии узбечка Гулчехра Алламова. — Я младшую дочь туда отправила 31 мая. Думала, пусть на каникулы съездит. Теперь моя дочь плачет в трубку: мамочка, зачем ты меня сюда отправила?

Гулчехра, бывшая гражданка Киргизии, сейчас россиянка, живет в Бурятии уже 8 лет. Ее судьба типична для многих уроженцев Средней Азии, покинувших родину в поисках лучшей жизни. У всех киргизских узбеков дома в Оше остались старенькие родители, присматривающие за детьми. Об этнических конфликтах на юге Киргизии Гулчехра, как и многие ее земляки, узнала раньше, чем об этом сообщили информагентства. Ведь с родственниками, оказавшимися на чужбине, созваниваются часто. Вначале, по рассказам Гулчехры, улан-удэнские узбеки не придали первым сообщениям особого значения. Решили, что это продолжение борьбы за президентскую власть и скоро все утихнет. Но следующие тревожные звонки родных лишили киргизских узбеков сна и покоя. В городе Ош появились перебои с продовольствием, сожжены десятки магазинов, базары, где торговлей занимались преимущественно узбеки, закрыты.

— Мне сестра позвонила, сказала, что вошли в город незнакомые люди, дома жгут, людей убивают. Я заметалась, не знала, что делать, куда обратиться. Границы все закрыты, теперь в Киргизию никак не попадешь. Обзвонила всех земляков. Мы решили собраться и отправить общую телеграмму на имя президента России Дмитрия Медведева. Приехали на главпочтамт, а он закрыт из-за праздника. Мы даже не подумали, что на площади будет праздник. Нам было не до праздника. К нам начали подходить люди, милиционеры. Спрашивали, что случилось. Когда мы объяснили ситуацию, то нам посоветовали сделать письменное обращение и отдать его федеральному инспектору по РБ. Шилин нас принял и обещал, что письмо отправит в администрацию президента, — рассказывает Гулчехра Алламова.

432543.jpg

Подобное уже происходило 20 лет назад/ Фото AFP

Жителям Бурятии сложно понять, в чем причина межэтнических конфликтов в далекой Киргизии. Гулчехра рассказывает, что в 1990 году уже был подобный конфликт. Но она не обвиняет в этом никакой народ.

— Мы жили там веками, мы коренные узбеки. Такие конфликты нужны кому-то из политиков. Мы живем в согласии с киргизами. Вчера ко мне подошел представитель киргизской диаспоры, предложил помочь, чем сможет. Он тоже все консульства обзванивал. Моя сестра, гражданка России, звонила из своего подвала в российское консульство в Киргизии. Ей ответили, чтобы она не выходила из подвала. Пока ничем помочь не могут, — рассказывает Гулчехра и срывается на плач и крик: — Я хочу обратиться в иммиграционную службу, чтобы меня туда отправили! Я не хочу здесь сидеть и просто плакать! Я хочу быть рядом со своими детьми и своим народом! Хочу разделить с ними их судьбу, что бы нас ни ожидало. Мне сестра кричит по телефону, плачет, просит: сделай хоть что-нибудь! И ребенок рядом плачет. Таких, как я, много. Помогите нам, подскажите, что нам делать. Как нам уехать или привезти своих родных!

А между тем игры политиков продолжаются. Признание главы временного правительства Киргизии Розы Отунбаевой в том, что власти не в состоянии самостоятельно урегулировать ситуацию на юге страны, для улан-удэнских узбеков стало настоящим ударом. Отунбаева обратилась к России с просьбой направить туда миротворческий контингент. По ее словам, организаторами беспорядков в Оше и Джалал-Абаде являются братья и сторонники бывшего президента Бакиева. Сам Курманбек Бакиев отрицает свою причастность к беспорядкам на юге страны и призывает приложить все усилия для прекращения кровопролития. А в далекой Бурятии уроженцы страны, ввергнутой в кровопролитные конфликты, не спят уже несколько суток.





На фото А. Огородник вверху: Гулчехра не может без слез говорить о родине, в одночасье ставшей «горячей точкой»

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях