Общество
3443

Быть или не быть...

поручителем. Жители Бурятии все чаще становятся «заложниками» банков

поручителем. Жители Бурятии все чаще становятся «заложниками» банков, поручившись за чужие кредиты

— Я теперь ни за что ни за кого не поручусь. Даже за пять тыщ, — грустно говорит улан-удэнец Петр Бахеев

Тот день, когда Петр Борисович выступил поручителем в коммерческом банке за малознакомого человека, изменил всю его жизнь. Как гром среди ясного неба для него стало известие, что он должен выплатить 500 тысяч рублей — долг умершего заемщика.

Случай с Бахеевым не единичен. С каждым годом подобные вещи происходят все чаще. На территории Бурятии находятся 15 организаций, которые предоставляют услуги по кредитованию населения. А заемщики-должники в республике — это практически все категории населения: бюджетники и работники коммерческих организаций, студенты и пенсионеры, постоянные клиенты банка и впервые обратившиеся, сообщили «Информ Полису» в Управлении Федеральной службы судебных приставов по РБ.

 

Поручитель «подписался» на полмиллиона

Петра Бахеева с Владимиром Филипповым связывало шапочное знакомство. И когда в мае прошлого года к нему обратилась дочь старшего брата с просьбой поручиться за малознакомого человека, он был в недоумении.

— У меня тогда зарплата была большая — 20 тысяч в месяц получал. Племянница попросила, сказала, мол, человек надежный, да и в долгу она у него была. Он ей тоже помог получить кредит. Я встретился с Филипповым, спросил, когда он восстановит 500 тысяч рублей — сумма ведь немаленькая. Он заверил, что через два месяца, самое большее — через три. Ну, я и согласился, — вспоминает Петр Борисович.

Поручителей было трое. Кроме Бахеева, договор поручительства подписали отставной офицер МВД и подчиненный Филиппова. Последний был пьяный.

Через полтора месяца из банка позвонили. Сотрудник банка сообщил Бахееву, что Филиппов не платит кредит.

— Я тут же позвонил племяннице. Она вышла на него, тот пообещал заплатить. Потом мы встретились с Филипповым случайно на Верхней Березовке. Он сказал, что приобрел в Монголии на эти деньги три машины. Одну машину отдал сожительнице, остальные две продал. «Деньги вот-вот внесу, закрою кредит», — пообещал мне. А в июле узнаю, что он покончил с собой, — рассказывает Петр Бахеев.

В итоге на судебных заседаниях он оказался единственным ответчиком. По какому-то року второй поручитель утонул, а третий отказался от своей подписи, которую ставил в пьяном виде.

— Через судебных приставов я узнал, что должен выплатить полмиллиона, да еще какие-то проценты за неплатежи. Развелся с женой, чтобы не арестовали квартиру, дачу. И теперь нахожусь в каком-то непонятном ожидании, — говорит Бахеев.

 

Бывший муж оставил жену должницей

Улан-удэнка Елена Боброва до сих пор не может спокойно говорить о том, что ей приходится оплачивать долги бывшего супруга. Весной 2006 года она выступила поручителем у тогда еще настоящего мужа, который взял кредит в банке — 150 тысяч рублей.

— На эти деньги он купил машину и со спокойной совестью забрал ее при разводе. Поручителем лучше вообще не выступать. Даже если это твой брат, сват, друг. Потому что это чревато последствиями, — говорит Елена.

Кроме нее, у мужа было еще два поручителя — его сослуживцы с прежней работы. В октябре того же года супруги развелись. Позже выяснилось, что кредит он не оплачивал. В 2007 году было вынесено судебное решение о взыскании с него задолженности и перечислении части его заработной платы непосредственно в банк. Сначала платежи шли, а потом прекратились.

В июле 2007 года мировой судья вынес заочное решение о взыскании с Елены, как с поручителя, кредитной задолженности. В пятидневный срок она должна была добровольно погасить данный долг либо в 10-дневный срок обжаловать данное решение.

— В сентябре с моего карт­счета, на который начисля­ют зарплату, была снята вся наличность. Я узнала об этом, когда зашла в банкомат, чтобы снять зарплату для оплаты коммунальных услуг. Я не знаю, где искать бывшего мужа, а банк просто-напросто не хочет этого делать. Хотя он живой и здоровый, и работает, скорее всего, где-то неофициально, — сетует Елена.

Сейчас Елена собирается подать в розыск на бывшего мужа, как должника. А зарплату она получает теперь в другом банке. Она только сейчас поняла, что сильно заблуждалась, считая, что муж и жена, вздумавшие развестись, не отвечают по обязательствам друг друга. Оказалось, что и экс-супруги совместно распоряжаются нажитым имуществом и, соответственно, несут ответственность за долги перед банками.

 

О солидарности

Среди причин просроченной задолженности недобросовестные клиенты банков называют увольнение, потерю или сокращение с работы; отсутствие денежных средств для погашения; закредитованность должников; перемену места жительства, временный выезд за границу; получение кредитов на третьих лиц; неустановленное место жительства, переезд в другие города; задержку заработной платы; непредвиденные расходы (болезнь, похороны).

— Процедура поручительства достаточно серьезный шаг. Стоит хорошо подумать, прежде чем поставить под кредитным договором свою подпись. Естественно, не стоит оформлять договор поручительства с малознакомыми вам людьми, с людьми, имеющими низкий доход, но берущими достаточно большую денежную сумму, — советует Галина Субботина, сотрудник пресс-службы УФССП по Бурятии.

Когда приставы приходят к поручителям с решением суда о взыскании долга по кредиту, реакция обычно бывает одинаковая: «Почему я должен платить, если я этих денег в руках не держал?». Выясняется, что многие, не читая, подписывают договор поручительства по просьбе друга, соседа, коллеги, а в худшем случае вообще малознакомого человека — что-то вроде троюродного брата одноклассника бывшей жены. В договоре черным по белому написано, что поручитель наравне с заемщиком несет солидарную ответственность перед кредитором всем своим имуществом. Люди думают, солидарно — значит поровну.

— Но главная беда в том, что некоторые вообще не понимают, что подписывают. Думают, что поручаются лишь морально — как за хорошего человека. И когда приставы приходят описывать имущество, такие разыгрываются драмы! Кто-то рыдает, кому-то плохо становится, а бывает, что и с кулаками на нас бросаются. Конечно, по-человечески жалко этих людей. Но незнание закона не освобождает от ответственности, — отметила Галина Субботина.

Петр Бахеев, для которого необдуманное решение обернулось жестоким уроком, на своем опыте предупреждает других людей / Фото А. Огородник.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях