Общество
3870

Улан-удэнец бросил свой бизнес ради веры

Став старообрядческим епископом Внифантием, он считает каждого верующего христианина духовным воином

Став старообрядческим епископом Внифантием, он считает каждого верующего христианина духовным воином

В православные Святки, длящиеся от Рождества до Крещения, «Информ Полис» встретился с одним из лидеров старообрядцев Бурятии епископом Внифантием, и.о. управляющего Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархией

 

Электронные друзья старообрядца

О встрече с владыкой Внифантием мы договорились по телефону. Как оказалось, сам епископ в смысле опыта обращения с сотовым телефоном — полный неофит. Но уже видит полезное для верующего человека применение этому «чуду техники».

— Я пользуюсь им буквально месяц, не научился на все кнопки нажимать, — говорит епископ Внифантий. — Но меня прихожане фактически обязали держать его при себе — мне, как любому начальнику, нужно иметь связь. Важно, чтобы все эти атрибуты цивилизации — телевизор, компьютер с Интернетом, сотовый телефон — не заслонили Бога в душе, а, наоборот, помогли человеку. Ведь на сотовый телефон можно записать не поп-музыку, а то же знаменное пение в нашей старообрядческой церкви в аудиоформате. Можно с помощью телефона по дороге на работу или с работы послушать проповедь. Слава Богу, сейчас все это вполне доступно.

 

10 лет в РПЦ

Главный священник среди старообрядцев, относящихся к Русской Православной старообрядческой церкви (РПСЦ), но «не поминающих» предстоятеля этой церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия, по своим ближайшим корням не является старообрядцем. Родители 48-летнего улан-удэнца Виктора Смольникова (имя епископа Внифантия в миру. — С.Б.) относились к «новообрядческой» церкви. Сам он вместе с женой и детьми крестился в православии в 1991 году в Троицком храме Улан-Удэ у священника Русской Православной церкви Московского Патриархата Игоря Арзуманова. Два года Виктор был обычным прихожанином, посещал церковь по воскресеньям и совмещал все это с деятельностью в должности коммерческого директора малого предприятия. К тому времени за его плечами были 44-я улан-удэнская школа, служба в армии, диплом ВСГТУ по специальности «инженер-электрик», работа в Приморье, новая специальность инженера-программиста и, наконец, опыт самостоятельного плавания в море «дикого капитализма».

В 1993 году Виктор бросил свой «неправедный» бизнес и стал служить послушником в церкви. В тот момент, не согласившись с новым уровнем доходов в семье, от него ушла жена. Уже через год послушник Виктор прошел обряд рукоположения сначала в дьяконы, а затем в священники Русской Православной церкви. Став «отцом Виктором» и одним из немногих священников, принявших целибат — обет отказа от сексуальной и семейной жизни, новоиспеченный пастырь начал служить в одном из приходов Иркутска, в Троицкой церкви Улан-Удэ, а в конце 1994 года был отправлен в Северобайкальск, где пробыл полтора года.

Потом было несколько лет службы в Посольском монастыре на Байкале, почти год лечения от туберкулеза и запрет епископа на служение. К концу своего пребывания в РПЦ священник Виктор Смольников отслужил «без отпуска» 9 лет.

— У меня была закрытая форма туберкулеза, которая развилась от тяжелых условий жизни и питания в Посольском монастыре, — рассказывает епископ Внифантий. — Владыка Евстафий хотел в этот момент отправить меня куда-то служить, но я отказался уезжать из Улан-Удэ, поскольку только начал лечение. Владыка разгневался и запретил меня. После излечения он предложил мне приход, но было условие — сократить воскресную службу. А я всегда и в приходах, и в монастыре служил литургию по полному чину. Я опять отказался и остался в запрещении.

 

Куда христианину податься?

Пока отец Виктор был под запретом, у него впервые за много лет появилось много свободного времени. Он стал изучать книги и обнаружил, что, оказывается, в современной «новообрядческой» (РПЦ. — С.Б.) церкви не только сильно сокращены богослужения, но есть и много других изменений.

— Есть простой пример: для того чтобы приготовить пищу, нужен рецепт. Так вот в нашем случае церковные догматы, правила, каноны — это рецепты, а пища — это само богослужение, — говорит епископ Внифантий. — Если что-то из рецепта убрать, не положить соли, не налить воды, то пища окажется не той, которая нужна, невкусной, а хуже того, вредной. Другой пример: если вас позвали на званый вечер, вы же не приходите туда одетым абы как. Никониане настолько урезали и изменили обряд, что сегодня напоминают людей, которые врываются на званый вечер в затрапезном виде.

В 2005-м бывший православный иерей «ушел к староверам». На следующий год Виктор Смольников заново принял обряд крещения, на этот раз полного, или «трехпогружательного». В 2007 году он провел почти полгода на стажировке в московском Рогожском монастыре, получил чин уставщика Русской Православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и, наконец, в декабре того же года возглавил в качестве епископа Дальневосточную епархию Древлеправославной церкви Христовой (ДЦХ).

 

Наследник святителя Афанасия

В настоящее время епископ Иркутско-Амурский Внифантий второй после святителя Афанасия Тарбагатайского уроженец Бурятии, возглавлявший церковную епархию.

— Конечно, я чувствую определенную связь со своим предшественником святителем Афанасием, — рассказывает владыка Внифантий. — На праздник наши христиане поминают его, делают выход на Боги (труднодоступная горная местность в нескольких километрах от с. Тарбагатай.— С.Б.), вспоминают его предстоятельство, а Господь нам помогает. В этом году я сам выезжал туда. Место очень красивое, пустынное, благоприятное для молитвы. Там установлен памятный крест на месте, где первый сибирский старообрядческий святой прятал от НКВД церковное имущество и книги.

По словам епископа, сегодня общины старообрядцев в Бурятии, в Забайкалье и на Дальнем Востоке очень малочисленны. Есть несколько общин в Приморском крае, Хабаровске, Свободном, Чите, Забайкальском крае. В Бурятии, где, по мнению епископа, более 50 процентов русского населения являются потомками старообрядцев, образованы четыре общины старообрядцев-поповцев, т.н. «австрийцев», в Улан-Удэ и традиционных центрах старообрядчества — селах Тарбагатай, Верхний Жирим, Ягодное.

Последние «нестроения» в Русской Православной старообрядческой церкви (РПСЦ), результатом которых стало отпадение от нее нескольких общин и целой группы священников и авторитетных активистов церкви, по мнению епископа Внифантия, самым негативным образом сказываются на внутреннем состоянии старообрядчества в России и за рубежом. Сам он вошел было в Древлеправославную церковь Христову (ДЦХ), отделившуюся от РПСЦ, однако через некоторое время вместе с несколькими священниками объявил о том, что «возвращается».

По мнению епископа Внифантия, каждый верующий христианин — духовный воин, а место сражения — собственное сердце, где разворачивается его борьба с грехами, дурными привычками и пристрастиями. Церковь же — это единое тело Христово, а отнюдь не поле брани для единоверцев.

 

Кого представляет епископ Внифантий

В современной России крупнейшей религиозной организацией старообрядцев является Русская Православная старообрядческая церковь (РПСЦ), объединяющая староверов Белокриницкой иерархии. В конце 2007 года после очередного церковного собора из РПСЦ выделилась большая группа верующих, образовавших новое объединение — Древлеправославную церковь Христову Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ). Верующие, отошедшие к ДЦХ БИ, объявили о том, что одно из решений этого собора (пункт 4.1) является «неканоническим». Именно в лоне ДЦХ БИ бывший уставщик Виктор Смольников стал епископом и получил в монашестве новое имя Внифантий.

Однако уже в ноябре 2008 года епископ Внифантий возглавил группу священников и прихожан ДЦХ, которые вернулись в РПСЦ. Сегодня за этой группой старообрядцев, «не поминающих» главу РПСЦ митрополита Корнилия, закрепилось обозначение «христиан РПСЦ, временно прервавших каноническое общение с РПСЦ». Они тоже называют неканоническим решение Освященного собора РПСЦ 2007 года (пункт 4.1), однако не считают, что сама Русская Православная старообрядческая церковь является «ересью 3-го чина», и надеются на разрешение канонических разногласий в рамках единой РПСЦ.

На фото: Свое имя старообрядческий епископ получил от святого мученика Внифантия (Вонифатия, Бонифация), жившего в III веке. Святому Внифантию христиане молятся для избавления от запоев и пьянства

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях