Общество
1643

Когда меньше — не лучше

В этом учебном году в Хоринском районе пять средних малокомплектных школ реорганизованы в начальные

Их ученики вынуждены учиться вдали от дома, а все затраты легли тяжким бременем на муниципальный бюджет



Оптимизация процесса образования в Бурятии, как, впрочем, и по всей России, привела к тому, что в малых селах закрылись средние школы.
— Экономия республиканского бюджета составила около девяти миллионов рублей, зато наш не такой уж большой районный бюджет вынужден нести дополнительные траты на организацию подвоза детей, на их питание. Нам это абсолютно не выгодно, — рассказывает Баир Жамбалов, глава Хоринского района. — Я считаю, что школы надо было сохранить, ведь жизнь в селе теплится именно вокруг них.
Неудобства, вызванные реорганизацией малокомплектных школ, оправданы, ведь главное во всем этом процессе — качество знаний учащихся, считает Дора Ильина, начальник Управления образования Хоринского района.

Что дороже?
В годы советской власти в каждом малом селе Хоринского района была своя школа. Сейчас начался обратный процесс — средние малокомплектные школы района реорганизованы в начальные. Самой первой подверглась оптимизации Додо-Гольская школа. Подготовка к ее реорганизации велась в течение нескольких лет. Местное население все это время было против радикальных мер, однако в этом году деваться стало некуда — денег на заработную плату учителей-предметников не выделили.
Местной администрации пришлось решать, как возить детей в другие села. Пятеро русскоязычных учащихся Додо-Гольской школы ежедневно отправляются в Верхние Тальцы за двадцать с лишним километров от родного дома. Возможно, уже в этом году для них откроют интернат в Верхних Тальцах.
— Возить детей в другое село значительно дороже, нежели сохранить заработную плату учителей, — говорит Баир Жамбалов. — Республика экономит фонд заработной платы, а проигрывает район. Перевозка детей ложится на нас. Мы же выделяем деньги и на горячее питание. А если открывать интернат, получится в три раза дороже, чем сохранить школу.
По словам Жамбалова, нужно будет выделять из районного бюджета по 110 тысяч рублей в год на содержание одного ребенка в интернате. На подвозку одного ученика сейчас в год уходит около 55 тысяч рублей. Обучение в малокомплектной школе в среднем обходится в 38 тысяч рублей.
Учителям денег не нашлось
Вопрос с оплатой труда учителей-предметников Додо-Гольской школы решить не удалось. Сохранить их ставки в этом учебном году не позволил нормативный фонд заработной платы. По этой же причине в Хоринском районе закрыты еще четыре средние школы. Обязанности директора школы в Додо-Голе возложены на Любовь Шарапову, учительницу начальных классов, которая к своей зарплате получает прибавку в тридцать процентов, что не очень-то устраивает женщину, ведь работы не убавилось.
Сокращенные учителя отказались работать в школах других населенных пунктов «на подвозе» или перебираться на новое место жительства. В других реорганизованных школах Хоринского района учителя дали согласие ездить ежедневно в соседние села.

Каждый решает свои проблемы сам
Взрослые додо-гольцы вынуждены были смириться со сложившейся ситуацией. Одного ребенка отправили на учебу в Улан-Удэ, еще несколько ребят живут в интернате села Ацагат Заиграевского района. По воскресеньям они уезжают за шестьдесят километров от дома в соседний район, откуда возвращаются после обеда в пятницу. Двести рублей за проезд и сто пятьдесят рублей за питание вносят сами родители.
Павел Помуран, директор СПК «Верхнеталецкий», считает, что детей нельзя отрывать от семьи:
— Ребенок должен находиться около матери, привыкать к молоку, животному миру, а мы его увозим на целый день. А как мы закрепим сельчанина на земле, если он с детства и не помощник родителям, и к сельскому труду не привык, растет бездельником.
В настоящее время в Додо-Гольской школе обучаются шестнадцать детей. На ремонт здания выделены деньги из республиканского и районного бюджетов. Чтобы помещение не пустовало после того, как почти половина учащихся была переведена в другие школы, часть его передали под детский сад.

Реорганизация нависла и над больницами
В каждом селе стараются найти свой выход из сложившейся ситуации. В позапрошлом году для сохранения Ашангинской школы учителя решили за счет собственной заработной платы и доходов с пришкольного участка покрывать затраты на электроэнергию. Ашангинский СПК взял на себя оплату отопления. А местные жители и попечительский совет сдали двадцать баранов, коня и пять голов крупного рогатого скота. Однако в этом году Ашангинская школа все же была реорганизована.
А вот жителям села Тохорюкта удалось сохранить школу. Здесь в срочном порядке занялись массовым усыновлением детей из детских домов, чтобы сохранить количество комплект-классов. Троих ребят в семью приняла директор школы.
— Там, где у нас бездорожье, мы не будем менять статус малокомплектных школ, таких в районе пять, — рассказывает Дора Ильина, начальник Управления образования. 
Базовые школы, по словам Доры Семеновны, укомплектованы высоко­квалифицированными кадрами. Материальная база школ улучшилась.
Оптимизация грозит и учреждениям здравоохранения. По словам главы Хоринской районной администрации, планируется закрыть участковые больницы в селах Верхние Тальцы и Тэгда и врачебную амбулаторию в Удинске.
— Будем искать деньги в районном бюджете, — говорит Баир Жамбалов. — Если больницы закроют, больным придется ездить в Хоринск.

Улан-Удэ — Хоринский район.
E-mail: kapelena@yandex.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях