Общество
1732

«Большой» кинематограф для недействующего «Буряткино»

Впервые в республике принят закон, направленный на поддержку кинематографии

Столь значимый документ обещает превратить Бурятию в большие «киновасюки»





О

днако в реальности деньги, которые выделят из бюджета республики на кинематограф Бурятии в следующем году, пойдут на хозяйственно-бытовые цели: восстановление находящегося уже несколько лет в полуразвалившемся состоянии здания «Буряткино» и работу с заброшенными кинофондами. А собственно кинематограф?— создание цикла фильмов о Бурятии, как и приобретение киноустановок для сельских районов, — лишь в перспективах.

Еще в 2003 году Министерство культуры Бурятии пыталось обратить внимание на состояние местной кинема-тографии, говорит Владимир Прокопьев, министр культуры РБ. Процесс не пошел из-за нерешенных вопросов с финансированием ГУК «Буряткино». Спустя четыре года мало что изменилось в лучшую сторону в государственной кинопрокатной деятельности. Разве что «Буряткиновидеопрокат» стал называться «Буряткино». Процесс сокращения действующих киноустановок, начавшийся в 1990-х годах, продолжался. И если в 1995 году по республике было зарегистрировано 260 киноустановок, сегодня их 19.

В последние годы «Буряткино» возглавляла не сходившая со скандальных газетных страниц Екатерина Цыденова, разбазарившая федеральные миллионы рублей, данные Госкино на создание первого бурятского фильма «Черные всадники». Курировал это ведомство и замминистра культуры Сергей Семушев, осужденный за присвоение крупной суммы бюджетных денег. Последним директором «Буряткино» был Олег Егоров, который и отправил в административный отпуск весь коллектив предприятия, не выплатив им заработной платы.

По словам Любови Истаевой, вновь назначенного директора, ей досталось хлопотное хозяйство с множеством долгов и в состоянии судебной тяжбы.

Найти Любовь Истаеву в столь важный исторический момент реализации законопроекта и практического оживления отрасли стоило больших трудов. Как уверяет Любовь Цыреновна, здание предприятия закрыто и постоянного рабочего места у нее нет. А в приемной Минкультуры РБ простодушно ответили: «Когда появляется, тогда и общаемся». Истаева пока единственный работник «Буряткино», окрыленная грядущими перспективами, и с воодушевлением рассказывает о возможности кинематографа. О создании цикла фильмов об интересных людях Бурятии, приобретении киноустановок для сельских клубов…

А на вопрос, кого же собираются снимать наши кинематографисты и кто это будет делать, Истаева говорит, что это «будет… только не сейчас и кадры найдутся потом». Сейчас же все средства надо бросить на восстановление здания «Буряткино» и всего того, что в нем находится.


/ Фото Д. Алтаева." align=right style="margin-left:16; margin-bottom:10; margin-top:10;">

Последний начальник отдела комплектования «Буряткино» Тамара Степановна Никулина проработала здесь 48 лет. Она помнит былые цветущие годы «Буряткиновидео-проката», когда он обслуживал двадцать один район республики, снабжая их фильмами. Тогда строго подотчетны были даже маленькие кусочки кинолент, а исчислялись они тысячами. Бесперебойно проводилась инвентаризация. Вручную промывались спиртом и склеивались километры пленки. В советские времена это ведомство курировалось напрямую из Москвы, потому фонды пополнялись постоянно.

При воспоминании об этом у Тамары Степановны просто глаза светятся. Она ведь работала даже редактором специальной республиканской киногазеты, которая выходила при ведомстве.

Использование чиновниками таких слов, как «кинематограф», Тамара Степановна считает громким, но все-таки верит в лучшее и готова в любой момент помочь новому руководству, если позовут.

—?Да просто душа болит за все это. Я же там каждый уголок знаю. Помню, работали целых два года без денег. И даже света не было. Так я ходила там с фонарем, показывала, где что лежит,?— говорит женщина.

Она и ее коллеги, простые работники кинопроката, много лет берегли исчисляемые тысячами кинолент фонды. Только они знают, как создавались уникальные летописи Бурятии и работы бурятских режиссеров. А в конечном счете остались не у дел.

—?При Екатерине Цыденовой без денег уже сидели, но хоть все на месте еще было. А при Егорове все и пошло. Помню, как-то пришла и после заболела, увидев, что нет целой партии фильмов. Мне начальство сказало, что просто увезли, а куда — непонятно,?— рассказывает Никулина.

Люди, далекие от власти, но близкие к кинематографу, чиновникам не верят. По мнению Солбона Лыгденова, земляка, успешно работающего на «Мосфильме», уж если чиновники говорят о кинематографии Бурятии, то первым делом озаботились бы о кадрах?— тех, кто будет делать этот кинематограф. Сейчас в Минкультуры РБ нет ни одного специалиста этой отрасли.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях