Общество
1914

Кросс жизни гонщиков Бадмаевых

На старт они выходят ежемесячно, совершенствуя свое мастерство и гоночные машины

Все мужчины в семье Бадмаевых любят скорость. Глава семьи Александр Даба-Самбуевич вместе со старшим сыном Женей — автогонщики, младший — Саша — мотогонщик. Мама Татьяна Валентиновна к такому образу жизни своих мужчин относится с пониманием, во всем их поддерживает. Хотя сама в марках ни машин, ни мотоциклов не разбирается



Лишь года два назад научилась отличать «Жигули» от «Москвича». В жизненном расписании семьи Бадмаевых все подчинено этому увлечению, которое из простого хобби уже давно переросло в нечто большее.
Даже автомобильный бизнес, которым они занимаются, существует не только для повышения благосостояния семьи. Полученная прибыль уходит на покупку, ремонт и совершенствование гоночных машин.
— Работаем на спорт, — поясняет Бадмаев-старший. — Взять автомобиль — это одно, а чтобы он поехал нормально, в него очень много нужно вложить.
Где, когда и с кем они будут соревноваться, распланировано на год вперед. Женя помнит расписание наизусть. На старт отец и сын выходят ежемесячно. График настолько плотный, что даже на тренировки времени не хватает — набирать форму приходится непосредственно перед соревнованиями или «когда на работу едешь по нашим дорогам». Когда Бадмаевы отдыхают, непонятно. Лишь на пару недель выбираются на Байкал. Но и здесь не расслабляются: предпочитают ленивому лежанию на солнышке гонки на водных мотоциклах или сплав по рекам.
— Пуля в голове, что сделаешь, — улыбаясь, поясняет Женя.
Самый главный и опытный гонщик — Александр Даба-Самбуевич. Хотя внешне по нему и не скажешь: степенный, основательный, представить его за рулем гоночного мотоцикла довольно сложно. Однако за его плечами громадный стаж спортсмена и тренера. Он начал заниматься мотоспортом с 16 лет в улан-удэнской секции ДОСААФ.
— А так с семи-восьми лет у меня был мотовелосипед, потом мотоцикл, с которого я практически не слазил. Кому-то шахматы нравятся, а мне мотоспорт, хотя я про него в детстве мало что знал, — рассказывает он.
На первой же тренировке юный Бадмаев умудрился на старом мотоцикле с большим отрывом обойти своих соперников. Когда он приехал, тренер пересадил юношу на более новую машину.
— И сразу же начались соревнования: первенство города, первенство республики и пошло-поехало, и так почти тридцать лет, — с ностальгией вспоминает спортсмен.
В юности вместе с мужем могла гонять и Татьяна Валентиновна. Помнит, как однажды долетели на «ИЖ» с Тарбагатая за 25 минут. А вот после рождения Жени большие скорости стали не для нее, в этом она категорична: «За руль машины или мотоцикла ни за что не сяду — боюсь».



Подготовка, как у горнолыжников
Внушительная пачка почетных грамот и дипломов, полученных за многие годы, с трудом помещается в простой картонной коробке.
— По ним можно историю писать, — уверяет Бадмаев.
Часть из них после многочисленных переездов потерялась. Те, что сохранились, особым разнообразием достижений не отличаются. Внучка Настя, перебирая дедушкины грамоты, повторяет одно и то же: «Первое место, первое, первое, первое…». В 1985 году спортсмен попал в шестерку лучших на финале России, чуть позже на открытом чемпионате Монголии стал первым. При этом выполнил норматив мастера спорта.
Все эти годы Александр Даба-Самбуевич занимался и тренерской работой.
Самые главные события в жизни тренера Александра Бадмаева — победы ученика Николая Нищенко на чемпионатах России и Советского Союза. Тогда, в 1988 году, будущий четырехкратный чемпион мира по спидвею привез своему учителю удостоверение тренера чемпиона СССР и России.
Так сложилось, что были у мотогонщика перерывы в спортивной карьере.
Сегодня после многолетней паузы Александр Даба-Самбуевич пробует себя в роли уже автогонщика, но и мотоцикл не забывает.
— Хотя снится иногда мотокросс: лечу с трамплина, и, как всегда, первый, — шутит он.

Главное — состояние машины и накат
Сыновья Бадмаева всегда тянулись за папой. Но профессионально мото- и автоспортом молодые люди стали заниматься довольно поздно. Им просто не повезло. Детство и юность Жени и Саши пришлись на времена перестройки, когда развалился ДОСААФ. В течение 6—7 лет вообще не проводилось никаких соревнований. Женя сел за руль спортивного автомобиля два с половиной года назад, уже имея собственных детей.
— По сравнению с мотоспортом здесь выносливости такой не требуется. Но порой и руки сбиваются, и дыхалка от жары и пыли летом сбивается. Здесь главное — состояние машины и накат, — говорит он.
Самыми памятными в его небольшом гоночном стаже стали для него соревнования на Кубке России, которые проходили этим летом в Братске. Здесь собрались самые сильные гонщики Сибири. Тогда на первом круге молодой Бадмаев получил восемь вмятин, сначала был последним, но к финишу пришел седьмым. Во втором заезде пришел четвертым. В итоге — почетное пятое место. А в командном зачете вместе с Александром Александровым и Александром Комаровым улан-удэнцы получили «серебро».



Младший Саша Бадмаев стал профессионально заниматься мотоспортом только в двадцать лет. Сейчас он трудится вместе с отцом и старшим братом. Бадмаевы-старшие хотят, чтобы Саша сам заработал на хороший гоночный мотоцикл.
На соревнования молодые люди обычно ездят с отцом. Пока один на круге, родные внимательно за ним наблюдают. Потом устраивают «разбор полетов» — со стороны все ошибки виднее. Если есть возможность, с ними отправляется и мама — Татьяна Валентиновна: варит чай, готовит обеды, кормит гонщиков. Роль, на взгляд, незаметная, но важная: на пустой желудок победы не одержишь.
— Сколько живем вместе, столько и терплю эти соревнования. Уже лет тридцать. Хоть бы грамоту какую дали мне за это, — смеется она.
Глядя на то, как ездят муж и сыновья, даже не думает о том, что они могут получить травму.
— Азарт только, чтоб выиграли. А так ведь и пешком можно упасть, поскользнулся — и гипс! — уверяет Татьяна Валентиновна.
Недавно Бадмаевы, кроме участия в гонках, сами стали организовывать соревнования. По мнению Александра, многое в мотоспорте сейчас держится на энтузиазме бывших спортсменов. Сегодня самое большое желание улан-удэнских гонщиков — организовать в марте этап Кубка России по автокроссу. Нашу республику уже занесли в предварительный календарь соревнований Российской автомобильной федерации.
— Соревнования такого уровня еще ни разу не проходили в Бурятии. Мы надеемся, что нам удастся поднять престиж бурятского автоспорта. Это привлечет новых спортсменов, ведь автоспорт — очень зрелищный и захватывающий вид спорта, — убежден Александр Бадмаев.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях