Общество
2105

Депутат Хурала грозит президенту РБ иском

Игорь Бобков, председатель Комиссии по противодействию коррупции НХ РБ, обвинил президента республики в потакании казнокрадам. Такое заявление он сделал в ответ на обращение Потапова к депутатам Хурала — поставить на место главного антикоррупционера

Игорь Бобков, председатель Комиссии по противодействию коррупции НХ РБ, обвинил президента республики в потакании казнокрадам. Такое заявление он сделал в ответ на обращение Потапова к депутатам Хурала — поставить на место главного антикоррупционера



— Вы и стоящие за Вами подозреваемые в должностных преступлениях чиновники явно недовольны систематическими письмами и обращениями, направляемыми комиссией в правоохранительные органы, которые приводят к возбуждению уголовных дел по фактам проявления коррупции в республике, — говорится в открытом письме Игоря Бобкова на имя президента РБ.
На прошедшем в минувший четверг закрытом заседании совета Народного Хурала РБ обсуждалась деятельность Комиссии по противодействию коррупции. Причем журналисты, первоначально приглашенные на заседание, в последний момент допущены на него не были. На нем часть депутатов во главе с Александром Масловым, председателем Комитета по государственному устройству НХ, выразила свое неудовлетворение работой комиссии и деятельностью их коллеги Игоря Бобкова на посту ее председателя.
— Сам по себе тон, который задавался на совете, был грубо демонстративный и бездоказательно обвинительный. Это было даже не судилище, а избиение, в котором участвовали депутаты Маслов, Павлов, Ботоева и Батуев. Причем все они оперировали в этом избиении тем письмом, которое Леонид Потапов адресовал Хуралу, что говорит об их пропрезидентской ориентации, — заявил Игорь Бобков на пресс-конференции, которую он созвал днем позже.
На ней он обнародовал свое открытое письмо президенту РБ, в котором попытался опровергнуть те обвинения, которые были адресованы комиссии и ему лично. В свою очередь он заявил, что Леонид Потапов хочет контролировать деятельность неподотчетной ему комиссии, смотрит сквозь пальцы на факты коррупции со стороны его подчиненных. В случае обострения конфликта Бобков не исключает возможность подачи иска против Леонида Потапова о защите чести, достоинства и деловой репутации.
В письме напоминается о том, что по заявлениям антикоррупционной комиссии Прокуратурой РБ были возбуждены уголовные дела против Александра Налетова, министра финансов РБ, Иннокентия Дагбаева, главы администрации президента РБ, по факту преднамеренного банкротства ОАО «Завод «Электромашина», ОАО «Хлеб» и так далее.
Кроме того, сейчас комиссия занимается делом о выделении чиновникам квартир и субсидий по программе «Социальное жилье». Согласно отчету Счетной палаты РБ, крупные суммы на расходы по предоставлению жилой площади получили не только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и крупные чиновники. Именно это, по мнению Игоря Бобкова, стало причиной столь негативной оценки президентом РБ деятельности комиссии.
Однако столь нелестные выпады президента в адрес антикоррупционеров не испугали депутатов Хурала, решивших недавно пополнить ряды комиссии. В период с 7 по 12 сентября в нее вступили Баир Дондупов, Александр Лукьянов, Сергей Очиров, Раиса Пшеничникова, Борис Тулаев и Андрей Щепин. Один из старожилов, Леонид Бляхер, вышел из ее состава. Таким образом, на сегодняшний день в состав комиссии входят тринадцать человек, правда, по-прежнему в длительной командировке находится депутат Алексей Краснопеев.
— Я еще не видел в работе всех новых членов. Поэтому пока не могу говорить об их возможной предвзятости, — ответил Игорь Бобков на вопрос, вошли ли эти депутаты в комиссию, чтобы развалить ее изнутри.
Однако факт остается фактом — с момента вступления в комиссию новых членов не прошло ни одного легитимного заседания из-за отсутствия кворума, который составляет семь человек.

Хроника конфликта:
19.08. 2006. Леонид Потапов в прямом эфире БГТРК заявил, что «к комиссии, созданной некоторыми депутатами Народного Хурала РБ, у нас накопилось очень много вопросов». В частности, президент РБ упрекнул депутатов, входящих в комиссию, в том, что они подменяют правоохранительные органы, работают тайно и что входящие в нее отдельные лица преследуют только свои политические цели.
02.10. 2006. В адрес Народного Хурала РБ поступило письмо Леонида Потапова, в котором Комиссия по противодействию коррупции НХ обвинялась в нарушении принципов деятельности самого законодательного органа, его структурных подразделений, вмешательстве в деятельность других органов государственной власти и выходе за пределы компетенции самого Народного Хурала РБ. Также президент РБ усомнился в должной квалификации депутата Игоря Бобкова на посту председателя комиссии и обвинил его в клеветнических измышлениях в адрес должностных лиц исполнительной власти и стремлении под прикрытием комиссии сводить с ними личные амбициозные счеты.
11.10. 2006. В ряде республиканских СМИ была опубликована статья «Бороться с коррупцией нужно на законных основаниях», распространенная отделом информации правительства РБ. В ней были отражены практически все положения, изложенные в письме Леонида Потапова.
19.10.2006. Состоялся закрытый совет Народного Хурала, который обсудил конфликтную ситуацию.

Депутаты Хурала говорят
«Комиссию накренило не в ту сторону»

Комиссия по противодействию коррупции Народного Хурала существует только в Бурятии. В законодательных органах других субъектов такой структуры нет. Она носит статус комитета, подотчетна сессии. «Нужна ли депутатская антикоррупционная комиссия?» — такой вопрос был задан депутатам Хурала
Александр Маслов, председатель Комитета по государственному устройству НХ:
— Комиссия по противодействию коррупции Народного Хурала занялась несвойственными ей функциями. Основной задачей комиссии, согласно положению, является анализ законодательства, выявление в нем лазеек для коррупции. Однако так случилось, что комиссия как бы стала подменять работу правоохранительных органов, вмешиваться в ход расследования по линии МВД и прокуратуры. Произошли перекосы, и нам надо было поправить своих коллег.
Некоторые думают, что это было навеяно обращением президента республики. Но письмо Леонида Потапова поступило в Хурал 2 или 3 октября, а в план работы совета НХ отчет комиссии был включен еще в сентябре. Разговор шел в конструктивной, деловой манере. Никаких накатов, попыток свалить кого-либо не было. Возможно, у членов комиссии не хватило опыта. Упущение руководства Хурала в том, что своевременно не обратили внимание на то, что организация работы комиссии была поставлена слабо.
Планов работы комиссии нет. Никаких протоколов заседаний на поверку не оказалось. Хотя Игорь Бобков, председатель комиссии, избранный сессией НХ, утверждает, что существует какая-то «амбарная» книга. С апреля 2005 года по сегодняшний день проанализирован только один закон на тему коррупционности. Позиция президента РБ носит правильный характер. Действительно, были попытки заблаговременно прикрепить ярлык тому или иному руководителю. Так не делается. У нас существует понятие «презумпция невиновности». Пока человек не обвинен, заключение не вынесено судебными органами, мы не имеем права говорить о чьей-либо вине. Антикоррупционная комиссия нужна, необходимо только направить ее в нужное русло.

Сергей Мезенин, председатель Комитета по социальной политике НХ:
— Такая комиссия необходима. Хотя на сегодня чересчур много разного рода комиссий по правам человека, и общественных в том числе.
Когда мы создавали Комиссию по противодействию коррупции, руководствовались благими намерениями. И основная ее деятельность должна быть направлена на экспертизу законов, законодательных актов, подактов и документов местного самоуправления. Чтобы законодательно не давать лазейку для коррупции на любых уровнях. В этом направлении работы непочатый край. Где-то законы не срабатывают, где-то имеют двойное толкование, где-то принимаются не в пользу народа, а лишь определенной прослойки.
С самого начала комиссия сделала крен на рассмотрение частных жалоб.
На ее заседания не приглашались разные стороны. Вопросы решались кулуарно, без обсуждения, без протоколирования, без принятия общего решения. Не дело такой комиссии проводить следственные эксперименты. Возможно, для кого-то это была определенная трибуна, чтобы привлечь к себе внимание, создать имидж.

Вячеслав Цыбикжапов, зам. председателя Комитета по международным и региональным связям НХ:
— Мне не нравится, что там происходит. Я не вникаю в подробности, но весь антураж говорит о том, что комиссия должна работать в другом русле. Самое главное: должна быть польза от этой комиссии, но я пока ее не вижу. Душком пахнет нехорошим. Свои личные интересы преследуются, которые ставятся выше общественных. Не надо делать саморекламы из этого. Я считаю, нужно бороться с такими проявлениями. Это мое мнение. Я не хочу ворошить грязное белье, мне это не нужно. Кому это нравится, пусть те и занимаются.
Кого-то посадили, на кого-то возбудили уголовное дело. Для этого существует правоохранительная система. Дублировать ее не стоит.

Вячеслав Ирильдеев, председатель Комитета по экономической политике НХ:
— Антикоррупционная комиссия, несомненно, нужна. Президент России сейчас говорит о том, что коррупция есть и с ней надо бороться. Я согласен с тем, что одна из составляющих работы комиссии — изучение законов на предмет коррупционности. Но если только этим ограничиваться, то какая-то кастрированная комиссия получится.
Правительство исполняет расходование бюджетных средств. Комиссия должна следить за целевым расходованием денег. Власть подотчетна народу, ее действия должны быть прозрачны.
Я бы не сказал, что комиссия занималась несвойственными ей делами. Однако четко не отработаны положения, поэтому ее сильно лихорадило и бросало в разные стороны. В этом вижу отчасти вину всех депутатов и руководства НХ. Вовремя не одернули, вовремя не направили.
Документы, которые выходили в федеральные органы власти, должны были отрабатываться здесь. Выноситься вначале на совет НХ и только после этого идти дальше. Должна быть четкая регламентация.

Владимир Павлов, председатель Комитета по земельным вопросам НХ:
— Эта комиссия должна работать в полном взаимодействии с нашим правовым управлением. Не все же юристы в комиссии, а правовое управление укажет на недочеты. Как выяснилось, некоторые граждане приходили в комиссию на своих руководителей жаловаться. В этом случае надо было сказать, что вы обращаетесь не по назначению, идите в ОБЭП, прокуратуру. Ко мне тоже приходят избиратели, просят помочь приобрести земельный участок. Я же за это не берусь. Самим брать заявления через голову прокуратуры тоже не дело. Это подмена органов получается.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях