Общество
2554

Время дороже денег

Улан-удэнцы постигают эту народно-научную мудрость. В основном не на тренингах, а методом своих проб и ошибок

На широких экранах кинотеатров идет корпоративно-сентиментальный шедевр «Дьявол носит Prada» о том, как бедная ассистентка Эндри просто не принадлежит себе, выполняя все прихоти босса



Телефон бедной девушки разрывается и днем, и ночью. Эндри должна даже выполнять (в нерабочее время!) домашнее задание дочерей директора. Постепенно Эндри отказывается от своих привычек, от встреч с друзьями, превращаясь в исполнительного робота.
Модель работы в преуспевающем западном офисе, где все построено на дисциплине и жестком тайм-менеджменте, впечатляет, но немного пугает. Говорят, люди похожи на клубки ниток: если держать их в руках слишком слабо, они распускаются, если слишком сильно — сматываются. Точно так же происходит и с работниками в современных фирмах. Правда, по свидетельству специалистов ЦПП «Макон», которые пытались проводить в Улан-Удэ тренинги по тайм-менеджменту и самоменеджменту, часто руководители фирм и вообще рядовые улан-удэнцы не совсем серьезно относятся к этому вопросу и даже вообще об этом не слышали. Хотя, судя по результатам исследований, которые периодически проводит «Макон», с проблемой нехватки времени сталкиваются 80 процентов опрашиваемых. Впрочем, есть исключения.

Что такое тайм-менеджмент?

Это управление временем. Обычно термин «тайм-менеджмент» в российской практике применяют тогда, когда с позиции руководителя говорят об управлении рабочим временем и организации работы своих подчиненных. Самоменеджмент — это самостоятельная организация сотрудником своего собственного времени, личного и рабочего.


Улан-удэнец Вячеслав Хышектуев не выглядит изможденным, несмотря на то, что занят в трех совершенно разных видах деятельности. А все потому, что молодой человек знаком с понятием «тайм-менеджмент». И даже посещал специальные тренинги, на которых учат, как правильно распоряжаться своим временем.
Афоризм «Время — деньги» безнадежно устарел. Время дороже денег, потому что его нельзя вернуть или заработать… Это хорошо уяснил для себя Вячеслав на одном из тренингов и теперь распоряжается своей жизнью более рационально и, судя по всему, делает успехи в бизнесе, являясь одновременно директором страхового агентства, индивидуальным предпринимателем и независимым консультантом по системе менеджмента.
Все свои дела Вячеслав старается делать до обеда. При этом в пометках своего органайзера он никогда не совмещает важные дела с несрочными, потому что к своим способностям надо относиться реально. Если делать одновременно архиважные и срочные дела, то можно запросто сгореть на работе. Впрочем, как говорит сам Вячеслав, ему нравится работать в аврале. Часто стрессовая ситуация повышает тонус. Но, самое главное, при этом не надо забывать о конечной цели.
В органайзере молодой человек никогда не зачеркивает то, что сделал, а просто ставит напротив две галочки. Никогда не надо зачеркивать, даже на бумаге, то, что сделал. Картина выполненного должна быть целостной для того, чтобы вечером человек, подводя итоги дня, был морально удовлетворен проделанным.
На тренингах Вячеславу советовали вести «пинарик». Это календарь всей жизни, где красным выделено то, сколько тебе осталось активной жизни. Это как судьбоносный пинок назад. Говорят, это часто шокирует праздных обывателей, но в последующем очень стимулирует к рациональному распоряжению бесценными минутами.
— Я какое-то время вел такой «пинарик», но потом перестал. Говорят, осмысление жизни происходит в 30 лет. Когда будет столько, тогда и задумаюсь об этом серьезно, — говорит Вячеслав.
В любом случае, будучи еще и не столь «зрелым», наш герой до минуты упорядочил свою жизнь, успевая делать все и оставляя достаточно времени на отдых и общение с друзьями во второй половине дня и на выходных. Вячеслав считает, что несерьезно тратить время на длительные разговоры и пережевывание одного и того же сотни раз, когда можно сказать коротко и ясно.
Излишним Хышектуев считает увлечение компьютерными играми и Интернетом — убийцами времени.
Симпатичная девушка по имени Дарима Монходоева очно учится в университете, работает руководителем ансамбля танца, преподает в вузе и еще занимается сетевым маркетингом. Дарима считает, что в самые лучшие годы жизни просто бездарно заниматься одной лишь учебой, тратя массу свободного времени на бессмысленное шатание по Арбату.
Как говорит девушка, чья активная деятельность начинается в 7.00, а заканчивается в 22.00, она все успевает. Потому что ценить время научилась в детстве, посещая множество кружков и секций.
В воскресенье, в единственный день, когда Дарима может расслабиться от напряженного графика жизни, девушка неизменно составляет себе план на неделю. Записывает все, что она должна сделать. Дарима имеет прекрасную память, поэтому записанное всегда «стоит» перед глазами.
Домашнее задание девушка выполняет между парами, и довольно успешно. Дарима — отличница учебы. Именно поэтому преподаватели не отпускают девушку на заочное отделение. А еще она научилась хорошо переключаться с одного на другое.
— Нельзя делать одно, а думать о другом, — считает Дарима.
О понятии «тайм-менеджмент» девушка не слышала и свой «пинарик» жизни не составляла, но по интуиции действует точно, как указывают некоторые умные книги по самоменеджменту.
На вопрос о том, как же ей это удается, Дарима говорит, что это просто ее интеллектуальный уровень и железная привычка с детства.
К сожалению, время каждого человека зависит не только от его решений и умственных способностей. Особенно если этот человек не является фрилансером или таким руководителем, который «сам себе голова». В большинстве случаев на работе значительная часть затрат времени человеку навязывается внешними обстоятельствами: руководством, клиентами, ошибками подчиненных. Человек может в определенной степени влиять на использование своего времени, но не определять его полностью. Да и вне работы распределение времени человека часто навязывается внешней средой.
Не надо лишний раз раздражаться, что все книги по тайм-менеджменту написаны в повелительном наклонении. Иногда в этом есть здравый смысл. Ведь в конечном итоге все сводится к одному: «Не тратьте свою жизнь зря».
Все рабочее время никогда не планируется. Человек может самостоятельно распоряжаться основной частью своего времени. В этом случае нужно составлять список дел и задач примерно на 60 процентов рабочего времени — при 8-часовом рабочем дне это примерно 4,5—5 часов. На форс-мажорные обстоятельства, непредвиденные звонки и визиты необходимо иметь не менее 20 процентов времени — примерно полтора часа. Остальное время, также 20 процентов, отводится на получение новой информации, обучение и развитие. Это время может использоваться ежедневно или накапливаться, как в своеобразном «банке времени», чтобы один или два раза в месяц посетить двухдневный семинар или тренинг.
Многие привыкли работать в авральном режиме, считая, что при спешке и стрессе лучше работается. Но авральный режим и постоянный стресс — верный путь к усталости и выгоранию, считают эксперты. Подумайте: на сколько лет хватит вашей выносливости и здоровья?
Если же напряжение и адреналин вам необходимы для поддержания активного тонуса, то нужно обязательно найти время для восстановления своих сил — полноценного сна и качественного отдыха. А чтобы выделить время на отдых, самоменеджмент необходим. В противном случае все ваше жизненное время поглотит изматывающая работа.
Всегда думайте о том, что полезного или приятного можно было сделать за потерянное время. Неплохо выработать в себе «чувство времени». Проводите расчеты экономии времени в течение дня (недели), помните, что экономия в 30 минут — прекрасный результат. Когда удалось сэкономить время, придумайте для себя поощрение.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях