Общество
1810

У каждого своя правда

Жители «нахаловок» и городские власти уже 20 лет делят земельные участки

Через шесть лет после возведения дом Александра Телешева, расположенный по улице Олега Кошевого в районе Обелиска, был разобран по бревнышку. Таким образом 4 марта вступило в силу решение суда о сносе самовольно возведенного дома, в котором 46-летний мужчина жил вместе с женой



Проблема самовольной застройки давно вышла за рамки просто городской — строители «нахаловок» преимущественно сельчане, которые приезжают в Улан-Удэ в поисках работы. Они живут как на пороховой бочке — их могут выселить в любой момент. Остается два пути — либо узаконить участок, что практически невозможно, либо выкупить новую землю, участвуя в торгах, на что нужно как минимум 40 тысяч рублей. Комитет по управлению городским имуществом (КУИ) настроен решительно и дальше намерен освобождать захваченные земли. Подобная ситуация с «самоволкой» сложилась лет 20 назад, и решать ее нужно на республиканском уровне. В пригороде Улан-Удэ достаточно земли для индивидуального строительства, ее можно было сдавать в аренду или продавать.
…Свои вещи супругам Телешевым пришлось временно перенести к соседу. На 8-ми сотках их участка, кроме дома, была летняя кухня, огород, нашлось место и для трактора. На этот раз снос дома прошел спокойно, без истерик и драки, как было на Комушке («ИП» писал об этом в №16 от 19.04.06). Тогда жители самовольных домов отказывались пускать судебных приставов, обвиняя их во всех грехах.
— Это наша работа. Мы выполняем решение суда, — объясняет Дмитрий Долхонов, начальник отдела управления судебных приставов по Железнодорожному району.
Бревна, которые раньше были домом Телешева, будут отвезены на хранение в склад возле авиазавода. Их упакуют, пронумеруют и отдадут только после того, как он оплатит в казну стоимость принудительного сноса и за хранение на «штрафстоянке». Если хозяин не выкупит брус в течение трех лет, то приставы имеют право его реализовать.
За сносом внимательно наблюдала группа из 15 человек — соседи Телешевых, чьи дома также возведены самовольно. В этом месте мэрия запретила строить жилье, так как здесь шумовая зона из-за военного аэродрома. Жители не согласны с решением чиновников. Они показывают кипы бумаг с исследованиями, которые проводились СЭС, МЧС, что жить в этом месте все же можно.
— А то, что два двухэтажных дома вот уже лет 50 стоят возле самой взлетной полосы, никого не удивляет, — говорит мужчина в форме летчика.
Напротив дома Телешева два огороженных столбами участка. Чуть поодаль совершенно новый дом, в нем пока никто не живет.
— Почему их никто не сносит? Почему ждут, пока люди устроятся, проживут лет пять, детей нарожают? — спрашивает Владимир Яковлев.
В КУИ существует целый отдел по контролю в составе 15 человек, которые должны выезжать в места самовольной застройки, проводить беседы с жителями, организовывать снос заборов и передавать материалы в суд.
— Мы не успеваем реагировать. Дома ставят за один день, — говорит Василий Елаев, начальник отдела комитета по управлению имуществом. — В мае и июне начинается массовое строительство.
Все собравшиеся, некоторые живут здесь 10 лет, неоднократно пытались узаконить свои дома, но им не удавалось.
— На соседней улице у всех есть документы. Мужчина ко мне недавно приходил, предлагал купить напротив моего дома участок с документами, — говорит выселенный Александр Телешев.
Большинство собравшихся в один голос утверждают, что не могут узаконить, так как у них, в отличие от остальных, нет «мохнатой» руки в мэрии. Они уверены, что освободившийся участок мэрия продаст задорого.
— Мы к ним приходим (комитет по управлению имуществом), а они нас полтора часа пинают из кабинета в кабинет, — говорит одна из женщин, — каждый раз отговорки.
В КУИ имеется 16 заявлений от граждан, чьи дома возведены самовольно в районе Обелиска, сообщил Василий Елаев. Все они будут рассмотрены сначала в комитете по строительству, затем в управлении архитектуры, свое заключение должен дать и Роспотребнадзор.
— Если все эти структуры дадут положительное заключение, то дом можно узаконить по решению суда, — говорит Василий Николаевич.
Чиновники категорически выступают против возможности узаконить уже построенные дома. В качестве печального примера приводят поселок Солдатский. В 1991 году администрация Иволгинского района, в ее ведении тогда находилась эта земля, разрешила 84 семьям узаконить построенные дома. Сейчас Солдатский разросся настолько, что слился с Посельем и скоро доберется до Аэропорта. Всего в Улан-Удэ порядка семи тысяч самовольно возведенных домов, причем некоторые из них стоят уже по 40—50 лет, например жилье на Батарейке, Лысой Горе и Аршане.
Масла в огонь подлило недавнее выступление Василия Кузнецова, депутата Госдумы, о том, что сейчас во втором чтении рассматривается законопроект о передаче в собственность земельных участков по упрощенной схеме.
— В этом документе говорится, что это возможно только с согласия администрации города, — объясняет Василий Елаев.
В мэрии видят несколько возможных выходов из этой ситуации. Сейчас здесь разрабатывается план застройки и освоения муниципальных земель, где строительство будет разрешено. Участки будут стоить дешевле, так как они находятся в некотором отдалении от города. Но через несколько лет 122-й микрорайон (за поселком Горького) и зона, которая соединит Энергетик и 148-й квартал, изменятся и превратятся в микрорайоны с развитой инфраструктурой — детскими садами, школами и торговыми центрами.
Еще один выход — отдать эти участки в аренду. Даже определена стоимость — 600 рублей в месяц с последующим выкупом. Кроме того, комитет по управлению имуществом намерен вернуть себе земли, которые не осваиваются и не используются их владельцами. Таковых, по самым скромным расчетам, порядка 1000 участков. Главное, чтобы эти благие начинания не остались только начинаниями и были бы внедрены как можно быстрее.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях