Общество
4739

«Дикие» аршаны Бурятии

Сколько их точно и от каких болезней они лечат — неизвестно, потому что средств на учет и исследование многочисленных лечебных источников Бурятии нет

Бурятия относится к числу регионов, богатых разнообразными минеральными источниками. Почти в каждом районе Бурятии есть свои лечебные воды, но в большинстве своем они «дикие»



Они не исследованы и не имеют показаний к лечению тех или иных болезней. Лечащиеся водой лишь по слухам знают, что тот или иной источник «от бронхита», «глазной» или «желудочный». Сейчас в республике нет средств на охрану и исследование минеральных вод, а у простых людей к подобным источникам подчас и отношение «дикое». Вокруг целебных вод вырубают леса и грабят нехитрые «ничейные» сооружения. В результате источники захламляются, высыхают и, в конце концов, исчезают.

Высокогорный Жэбхэхэнский аршан в Кижинге является одной из жемчужин кодуно-кижингинской долины. Исторически лечебные свойства аршана используют с начала прошлого столетия. Местные жители стали замечать, что вода лечит, и построили здесь два дома, где установили ванны. Сюда приезжают с болезнями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гинекологическими заболеваниями.

Для сельчан источник не просто лечебное место, но и святое. В будущем здесь даже планируют возвести ступу «Намжил», дарующую долгую жизнь и спасающую от болезней. По мнению Цыренжапа Жалсараевича Тогмитова, ветерана войны и уважаемого в селе человека, добровольно взявшего Жэбхэхэнский источник под свою опеку, это необходимо. Дело в том, что вокруг священного аршана вырубают лес. Источник, оставшийся без надежной лесной защиты, может, по мнению ветерана, пересохнуть.

Таким образом исчез Хурайский источник, находившийся у села Улзыто. Мало того, облагороженные строения вокруг лечебной воды еще и разграблены. Не стало и лечебного ключа Эрэн, водами которого много лет лечились жители села Загустай. На произвол судьбы брошен и высокогорный аршан Саранта, сгорели строения на Хуригатском аршане, что у села Ушхайта, вырубили весь лес в окрестностях села Cулхара и потому исчез источник Шара Жама, где кижингинцы издавна лечили желудок.

Пожалуй, подобную картину можно наблюдать в любом районе Бурятии.

Как говорит Виктор Степаненко, главный гидрогеолог ООО «БНПП «Недра сервис», то, что источники в Бурятии исчезают, конечно же, виноваты не только люди. Сыграл существенную роль и так называемый «маловодный цикл» последних лет. Другими словами, в республике было мало дождей, что повлияло на снижение уровня подземных вод, в том числе и минеральных.

Пока большого недостатка источников нет. Природа сама каким-то только ей известным способом страхует себя от исчезновения ключей. К примеру, в той же Кижинге, у села Усть-Орот есть знаменитый «кочующий» целебный родник. Захламленный в одном месте, он исчезает, но через некоторое время появляется где-то неподалеку. Сейчас в Бурятии действует около тридцати холодных и горячих углекислых, около семидесяти термальных и около ста холодных радоновых родников.

По мнению Виктора Николаевича Степаненко, надо обратить внимание на то, что по-настоящему исследованы учеными на биохимический состав лишь знаменитые воды Аршана, Горячинска, Ниловой Пустыни и нескольких других мест. Остальные же сотни источников относятся к категориям «диких» курортов. В основном о лечебных свойствах их вод знают лишь местные жители. При этом, от какого именно заболевания исцеляет тот или иной источник, люди, конечно же, знают лишь по слухам.

К сведению, в черте города достаточно много холодных радоновых источников, о которых горожане даже не подозревают, потому что учет их не ведется.

В Тункинском районе есть железистый источник Хангурула. В одном только месте из земли выбивается несколько родников и на каждом висит табличка, от какого он заболевания. Кто, когда и на каком основании написал это — неизвестно, ведь химический анализ воды никто не проводил.

Что удивительно, но это не проводилось даже на знаменитом Шумаке, самом высокогорном «диком» курорте Бурятии, куда приезжают на лечение со всей России.

Два года назад гидрогеологи Бурятии, зная об этой проблеме, даже разработали программу геологического изучения и воспроизводства минеральных вод. Но, по словам Степаненко, чиновники не особо прониклись проблемой, не выделили на научные исследования ни рубля.

— До перестройки этим серьезно занималось государство, действовала государственная комиссия по природным запасам. Бальнеологические исследования не делают в Бурятии, это дорогостоящая процедура, — говорит Виктор Степаненко.

Он подчеркивает и то, что принятая республиканская программа туристско-рекреационных зон практически не учитывает территории, где есть минеральные источники, в основном ориентируясь только на озеро Байкал.

Туризм Бурятии ассоциируют только со знаменитым озером. И вкладывая в это средства, совершенно забывают о том, что природа Бурятии одним Байкалом не ограничивается.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях