Общество
3180

Чудная баба по имени Нина Садур



Самая загадочная писательница России напишет цикл рассказов об Улан-Удэ

, - как-то сказал о ней один критик

Приехав в наш город, Нина Садур только подтвердила эти слова. Женщина с удивительно приятным голосом, еле заметной картавинкой и уставшим взглядом действительно показалась какой-то совсем не отсюда, из своего мира, одиноко скучающей среди читабельной попсы элитарной литературы. Спектакли по ее пьесам идут, наверное, в каждом городе, где есть театры. В Улан-Удэ ее и ставят давно и с неизменным успехом. Произведения Садур сравнивают с осколками зеркала, отражающего жизнь не прямо, а с превращениями, так что в любой маленькой истории видится и угадывается многое. Это проза пограничных состояний и странных героинь. - Нина Николаевна, честно говоря, мне почему-то не верилось, что вы будете у нас: - Несколько лет назад познакомилась во французском городе Нанси с Анатолием Баскаковым, режиссером Молодежного театра. Тогда ваши театралы ставили во Франции спектакль по моей пьесе. Там я поняла, что это один из лучших спектаклей, поставленных по моим пьесам. Поэтому сейчас с радостью согласилась приехать на юбилей театра. Приехав сюда, увидела еще . Из всех этот - самый лучший. От других отличается глубиной проникновения в материал и высочайшим актерским мастерством. А еще смешением европейской и восточной культур, которые Толя Баскаков очень мощно чувствует. Это, оказывается, очень подходит мне, как автору. - Вы считаете себя больше писателем-прозаиком или драматургом? - Я не знаю, кем больше. Кто-то считает драматургом. Кто-то - прозаиком. Это зависит от состояния души. Смотря какие идеи родятся. Идеи требуют определенных форм. Если у меня там огромное пространство и время, то это будет проза. Если это сжатая история, то будет пьеса. Говорят, что у меня

очень хорошие диалоги. Драматург, наверное, тогда. Но, с другой стороны, у меня хорошие пейзажи, значит, я писатель. - А вы согласны с мнением о себе как о загадочной и элитарной личности? И как вы относитесь к однодневной литературе? - Загадка есть, как у каждого художника. Просто надо уметь его раскрыть. Когда-то наша страна считалась самой читающей страной. Но что и как она читала? Можно читать и не понять глубинного смысла этого романа. Кто-то читает только сюжет, а кто-то видит лишь диссидентский яд и стеб. А это история о мятущейся человеческой душе, которая поклонилась дьяволу. Это страшный, трагический роман, но неописуемо обаятельный. Из-за обаяния персонажа не видишь, что человек просто падает в бездну. А литература всегда была и элитарная, и попсовая. В свое время была чудесная писательница Лидия Чарская. У нее очень хороший писательский уровень. Ее до сих пор издают. Но сейчас она попсовая. А я до сих пор с удовольствием читаю ее книги. Я и своей внучке купила несколько ее книг. Попсовая литература имеет право на существование, если она хорошо исполнена. А вообще нет жанров низких. Пожалуйста, Агата Кристи - гений детектива. Я ее обожаю, и всегда у меня ее книги будут. Литература серьезная, как и любой вид серьезного искусства, принадлежит элитарному кругу людей, потому что требует определенного культурного уровня, определенных навыков восприятия и душевного желания. А это труд. Невозможно человеку после работы на заводе еще и трудиться душевно. Поэтому его искусство легкое, ненапрягающее. - Ваши герои очень реальные и мистические одновременно: Вы сама такая? - Нет, я не занимаюсь магией, хотя меня называли ведьмой. Это было отвратительно, потому что понятие - низкая энергетика, что-то нетворческое. А герои у меня нереальные. Я делаю их похожими на реальных людей. Это моя провокация - дотошное изображение в бытовом смысле. Поступки же и наполнение героев совершенно иные. Это некие знаки, которыми я объясняю свой мир. - А какое в таком случае ваше самое любимое произведение из написанного? Наверное, : - Там мой испуг перед миром: А моя любимая пьеса - . Я считаю, что это символ нашего российского человека, который если не сидел, так сядет. Это самая ласковая пьеса о трагедии. Как-то ее играли на зоне. Я никогда не получала никаких премий и никогда не получу. Но одну награду я получила. Это те люди, которые сидели тогда и смотрели спектакль. Они просто рыдали. Они не давали артисту произнести реплику. Они так за него болели. Они увидели, что где-то кто-то их пожалел и о них написал: - А вы бы не хотели попробовать себя в режиссуре? - Никогда в жизни мне не хотелось этого и не захочется точно. Я совершенно не представляю, что это такое. Это не мое. Я работаю со словом. - И пишете все вручную, потому что ? - Ручкой пишу. На машинке писала много лет, пока она не сломалась. Компьютер я буду осваивать, но писать я буду все равно ручкой. Машинка как живой инструмент, а компьютер: Там экран меня отделяет от текста. Виртуальный мир какой-то с экрана на меня смотрит. - Говорят, один ныне известный и популярный писатель все свои сюжеты и даже целые диалоги берет из интернет-форумов: - А я вот хочу пойти на вашу Батарейку. Мне сказали, там люди живут определенного социального слоя. Мне надо с ними пообщаться. Мне это очень нужно: Хочу написать какую-нибудь прозу - цикл рассказов или повесть про ваши места. Я ведь как набираю материал: села в трамвай, а там бабка-говорунья. Вот она рассказывает про картошку, огурцы, а на руке у нее татуировка . Значит, сидела. Биография. А мне выходить. И мы прощаемся с ней полчаса. И эта бабка у меня уже вот там, в голове. Я хватаю детали, рождается образ. Обязательно напишу еще и повесть про ваши края. На будущий год накоплю денег, приеду сюда и буду жить на Байкале. Здесь особое место, магическое, и люди в этом живут: - А вы вообще не жалеете, что уехали из родного Новосибирска в Москву? - Это был вынужденный переезд. Москва очень тяжелая и не творческая, но я поняла, что в Новосибирске мне с моим странным талантом просто не дадут ни малейшего выхода. Союз писателей у нас возглавлял бывший милиционер: А в Москве я живу своей жизнью, а писательский мир - своей, ни с кем не общаюсь. Читаю сибирского драматурга Александра Строганова, прозаика Олега Юрьева. Он, правда, живет во Франкфурте. Сашу Соколова люблю, Венедикта Ерофеева: А московские люди мне скучны.

О писателе:

 Родилась в Новосибирске

 Окончила Литинститут

 Пишет рассказы и пьесы с конца 1970-х. Самые известные: , , , , ,

 Чаще издается на Западе, чем в России

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях