Общество
3330

Обратная сторона таежной романтики



Жители Северомуйска не верят властям. Они считают, что их оставят в

- У людей сложилось определенное иждивенческое отношение к жизни. Его породил БАМ

- В свое время здесь квартплата и электричество были чисто символические, без всякого учета. Строители получали разные надбавки к зарплате за разъездной характер работы. Проезд к месту отдыха для семей тоннельщиков в любую точку страны полностью оплачивался за счет предприятия. Поэтому сейчас люди чувствуют, что кто-то чего-то кому-то должен: А мы никому ничего не должны, - заявил в декабре прошлого года, накануне открытия движения через Северомуйский тоннель, Василий Фомин, генеральный директор ЗАО .

Со дня торжественной сдачи Северомуйского тоннеля в эксплуатацию прошло чуть больше месяца. Схлынула эйфория в прессе, улеглись страсти вокруг того, что же все-таки ждет в ближайшем будущем героев грандиозной стройки, которые все так же продолжают трудиться и жить в поселке Северомуйске. Официальное завершение работ на бурятском участке Байкало-Амурской магистрали для главного подрядчика ОАО состоится только в сентябре нынешнего года.

А за это время северомуйцы должны окончательно определиться со своими планами на завтрашний день как в Бурятии, так и за ее пределами.

Многие из них уже возлагают большие надежды на переезд, а другие считают себя обманутыми государством.

Бесплатного жилья не будет

Согласно договору между ОАО и ОАО , строители Северомуйского тоннеля должны освободить поселок и передислоцироваться на новые строительные объекты уже в конце сентября 2004 года.

- Если мы это проведем дисциплинированно, не нарушая сроков, то железнодорожники выполнят свою часть обязательств по ликвидации временного жилья и поселков тоннельщиков и проведут рекультивацию земель, - сообщил на собрании коллектива Александр Голышев, генеральный директор ОАО . - От этого в первую очередь зависит деловая репутация всей компании.

А она, по его словам, изрядно пострадала, когда люди из поселка Разлив, не работавшие на тоннеле, по всем центральным каналам, что их оставили на улице.

- никому не обязан предоставлять жилье бесплатно. Даже своим работникам. Тем более людям, которые нашими работниками не являлись, - отрезал Александр Голышев.

Строители и их семьи, которые будут переведены на новые объекты в Иркутскую область, Красноярский край, в Республику Хакасия и дальше по стране, будут обеспечены жильем, заверил коллектив руководитель. В Красноярске их уже ожидают 139 благоустроенных квартир. На подходе еще несколько домов для тоннельщиков, строительство которых будет завершено уже в течение 2004 года и в 2005. Жилье также будет строиться в Новосибирске, Абакане и Северобайкальске.

- Безвозмездных ссуд на приобретение жилья не будет. Все квартиры выставлены на продажу, - заявил Александр Голышев. - Другое дело, что работникам будут предоставлены более условия для выкупа квартир. Акционерное общество создает для работников свою систему ипотечного кредитования.

Необоснованная раздача кредитов, по мнению генерального директора, грозит оставить многих людей без жилья, а само предприятие - без оборотных средств.

Кроме этого, у строителей Северомуйского тоннеля есть серьезные опасения, что массовое переселение жителей из поселков строителей Северомуйского тоннеля в целом отрицательно скажется на территории.

- Я не думаю, что эвенки придут жить на свои исконные земли. Здесь будут жить китайцы, - поделился своим прогнозом Василий Фомин.

По его мнению, политика государства, пообещавшего людям с завершением строительства БАМа переселить их на большую землю, приведет к тому, что на севере Восточной Сибири не останется рабочих рук.

- Кто будет осваивать эти природные богатства, если все уедут? - вопрошает Василий Фомин. - Не надо людей кормить обещаниями о бесплатном жилье где-то в другом месте, а надо создать хорошие условия жизни здесь, на БАМе.

Государство нас

Вместе с тем жители Северомуйска всерьез обеспокоены тем, что с отъездом строителей Северомуйского тоннеля поселок покинет и их благополучие. А сами они останутся в . В Северомуйске остается более 900 бюджетников и членов их семей. Многие из них до сих пор живут во временных щитовых домах, которые, несмотря на централизованное отопление, не держат тепло в квартирах. Там есть школа, больница, детский сад, достраивается физкультурно-оздоровительный центр. Однако нет работы для женщин, а молодежи, кроме дискотеки в клубе строителей, заняться в свободное время нечем. Пенсия северян, по словам одной из жительниц поселка, чуть больше двух тысяч рублей. От накоплений, которым завидовали, у многих бамовцев остались лишь записи на память в старых сберкнижках.

- За два с половиной года люди зарабатывали здесь на автомобиль. Я в свое время заработал пять машин, две продал и купил себе и своим детям квартиры. Не секрет, что в советское время за ту же давали трехкомнатную квартиру в Иркутске, Улан-Удэ, Красноярске, не говоря уже про Северобайкальск. Неправильно винить людей сейчас, что многие не смогли воспользоваться этой ситуацией. Но факт остается фактом - хорошие зарплаты, льготы были, - сказал Василий Фомин.

- Все накопления советских лет съела инфляция. Мы тогда этого не понимали, - говорит Юрий Аникин, бывший проходчик Северомуйского тоннеля с 20-летним стажем. - Инфляция шла бешеная, ежемесячная. Вроде бы деньги-то есть, их бы забрать да что-нибудь быстро приобрести, а на руки их не дают. Таким образом нас государство в то время и разуло.

По его словам, тогда еще было здоровье, чтобы заработать. Кавалер двух орденов Трудовой Славы и медалей за строительство Байкало-Амурской магистрали собрался с силами и накопил 10 тысяч долларов. Деньги по тем временам приличные. Хотели купить квартиру сыну в Калининграде. Жена поехала одна. Все сбережения везла с собой. В Москве деньги отобрали.

- Мы ведь про криминал тогда только по телевидению слышали. Вот и присели опять на задние ноги, - рассказал свою историю Юрий Аникин.

Люди на БАМе никогда не загадывали далеко наперед. От этого сейчас у многих все беды, считает Анатолий Чесноков, зам. начальника управления муниципального хозяйства и имущества администрации Муйского района.

- Ведь тогда тоннельщики были белой костью всего пролетариата. Это была высшая каста среди всех транспортных строителей. Высокие зарплаты. Льготы. Обвинять их в том, что они стали иждивенцами, не совсем корректно. Проходчик же все деньги на сберкнижке держал: у меня было и на машину, и на квартиру, на гараж где-то в Западной Сибири. А вы мне своими реформами обрезали все по макушку. А сегодня обвиняете меня в иждивенчестве.., - заступился за тоннельщиков Анатолий Максимович.

По его мнению, в такой ситуации оказались не только работяги-бамовцы, но и все северяне, которые зарабатывали и планировали отсюда скоро уехать.

Эдуард Винтер приехал на строительство Байкало-Амурской магистрали в числе первых добровольцев. По его словам, ни машину, ни квартиру за время работы на БАМе не приобрел. Просто целью такой не задавался. Деньги тратил на поездки с семьей в отпуск. Его глубокое убеждение, что государство опять оставит обманутым народ, как оно уже поступило в 1993 году, когда обесценило чеки на машины.

- Да, правительство может обещать, но ничего не дает. Я не верю в то, что людей переселят. Может быть, единицы получат субсидии на приобретение квартир, а многие останутся ни с чем, - считает Эдуард Викторович.

Руководство ОАО высказало жесткую позицию, что будет действовать в рамках коммерческих интересов предприятия. Ни о какой благотворительности речи идти не может. Все претензии и недовольство одна из самых богатых строительных организаций России перенаправляет в адрес правительства республики и страны.

По мнению Анатолия Чеснокова, Бурятии не под силу решить эту проблему без помощи федеральных программ. На открытии Северомуйского тоннеля президент РБ Леонид Потапов пообещал, что Бурятия выделит более трехсот жилищных сертификатов.

В свою очередь, вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев ограничился словами, что .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях