Общество
1866

<Никаких <звезд> нет> -

такой вывод сделал улан-удэнец после учебы во ВГИКе



Для Олега, электрика с авиационного завода, поступление во ВГИК было в некотором смысле авантюрой. . Учеба в известном вузе, по признанию Олега, стала самой светлой полосой в его жизни, самой интересной.

- Я изменился. Я стал видеть все по-другому. А самое главное, у меня исчез этот дурацкий комплекс провинциальности. Я понял, что нет никаких . Есть профессионалы, к уровню которых надо стремиться. А звезд из них делает пресса. Чтобы подняться до их уровня, надо много заниматься собой, работать, творить. Я перестал бояться делать что-то не так.

В 1990 году на специальность мастерскую набирал Владимир Наумов - автор фильмов , , , и др. Конкурс был огромный. Тысяча двести человек. Брали всего семерых. Первый тур длился четыре дня. Приемная комиссия в составе самого мастера, его жены, актрисы Натальи Белохвостиковой, и декана заседала целый день, с самого раннего утра до позднего вечера. Потом было еще два тура. И только после этого абитуриентов допускали к сдаче экзаменов: сочинения и истории. В итоге Олег оказался среди тех, кому посчастливилось попасть в заветную семерку.

Москвичи тусовались отдельно:

Кроме поступивших, в группу были зачислены еще семеро иностранцев из Индии, Колумбии, Финляндии, Палестины, Франции. Они пришли с нулевого курса. В институте существует такое правило: иностранцы поступают на год раньше для того, чтобы выучить русский язык. , - говорит Олег. Одногруппниками Олега также оказались внучка Владимира Алова (соавтора Владимира Наумова) - Алена Николаева, племянник знаменитого кинорежиссера Сергея Параджанова - Гарик и сын Олега Янковского - Филипп. Все молодые, задорные и, конечно же, .

.

Отношения между студентами в группе не сложились. Так уж получилось, что московские ребята вне стен ВГИКа практически не общались с теми, кто приехал из глубинки. Олег по возрасту оказался намного старше своих одногруппников, поэтому общался в основном с ровесниками, учившимися на Высших режиссерских курсах. .

Никто не заставлял учиться

ВГИК в начале 90-х - вольная студенческая Мекка. И, наверное, единственный институт в стране, где никто никого не заставляет учиться. Нет журналов посещаемости, никто не контролирует, ходишь ты на занятия или нет. Студенты учатся, прекрасно зная, что учатся для себя. Здесь действует принцип: если человек, выдержав такой огромный конкурс, не желает учиться, пускай уходит.

Однако многие из тех, кто занимался в те же годы, что и Олег, еще будучи студентами, получали премии и призы за свои фильмы на различных кинофестивалях. В том числе и на международных. .

Преподаватели во ВГИКе в основном профессора. Это заставляет тянуться. Хотя многим трудно, особенно тем, кто приехал издалека. Олег вспоминает показательный случай. Однажды на занятиях по зарубежной литературе некий студент схитрил, сказав, что читал произведение на своем родном языке, так как на русском ему общаться тяжело. На что профессор-зарубежник, бывший полиглотом, тут же предложил обсудить книгу на его родном языке.

.

Через некоторое время, конечно, к этому привыкаешь. Постепенно, как признается Олег, приходит понимание того, что все такие же люди. Да, они очень много знают, но ведь и ты можешь достичь их уровня, нужно только много работать над собой.

Быть правдивым в мелочах

Учителя у Крянева были звездные. В конце первого курса к ним пришел преподавать актерское мастерство Армен Джигарханян. .

Олег часто вспоминает своего учителя, его фразы, сказанные как бы невзначай, но очень точные. Разбирая как-то актерскую игру в этюде, обращая внимание студентов на детали, Джигарханян сказал: .

Когда наумовцы заканчивали первый курс, Джигарханян набирал собственную актерскую мастерскую. Позвал студентов посидеть в приемной комиссии. Заходили абитуриенты, читали стихи, пели песни. Армен Борисович, по воспоминаниям Олега, окончательное решение принимал сам, но очень много с ними советовался. Спрашивал: И причем таким голосом, как будто мэтр ты, а не он. Уважительное отношение знаменитого актера к своим ученикам возвышало их в собственных глазах. Студенты любили своего мастера. .

О своем мастере, Владимире Наумове, Олег говорит с благодарностью. Первый курс Наумов буквально пестовал своих воспитанников. Но годы брали свое. На втором курсе 70-летний мэтр бывал во ВГИКе все реже, а после того, как его ученики сдали экзамены в конце третьего курса, практически перестал появляться в институте. .

После окончания института Олег Крянев вернулся в родной город. Он прекрасно понимал, что режиссер, который не снимает, очень быстро теряет квалификацию. Выход нашелся. Олег стал работать на телевидении. .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях