Общество
2750

Два зла Бабасановой пади

На бывшей свалке авиазавода сегодня выращивают огурцы и добывают . Осталось только решить, что более рентабельно.



Десять лет назад, когда одним из показателей материального благосостояния человека была дача, большого выбора садовых участков, как правило, не было. Брали, что давали, и обсуждению этот вопрос не подлежал. Так и получилось, коллективные сады , , , и раскинулись в непосредственной близости... от свалки, куда несколько лет сбрасывал отходы производства авиазавод. Правда, свалка в 1989 году была закрыта, а в 1992-м - рекультивирована, то есть засыпана двухметровым слоем земли и засеяна травой. А потому за прошедшие восемь лет садоводы про нее уже и забыли. Но им напомнили.

Кто-то сообразил, что под толстым слоем грунта в Бабасановой пади захоронено великое множество цветного металла. И началась , не хуже, чем на Аляске. Сюда повалили толпы , которые начали рыть окопы, извлекая на свет божий драгоценное вторсырье.

- Как-то раз прошлым летом приехали мы с проверкой, - вспоминает управляющий МУП ЖКСК поселка Загорска Федор Трифонов, - и застали на раскопках человек шестьдесят.

Это были, конечно, бомжи, нищие и прочие . Понятно, что даже само по себе такое соседство дачникам особенной радости не доставило. А потом с потянуло на сады черной пылью и ядовитым дымом от костров, на которых обжигали добытую медь... Погоняла администрация Загорска землекопов неделю, погоняла другую. Все без толку. А в один прекрасный день на свалке появился бульдозер.

- Сначала мы решили, что это такие же самозванцы, - рассказывает Федор Павлович, - арестовали технику и вызвали в управление их начальство. Но... Оказалось, что все совершенно законно: раскопки на свалке начала вести фирма , которая составила проект промышленной добычи цветных металлов и обратилась с ним в городскую администрацию.

И в июне прошлого года после проведения экологической экспертизы вышло распоряжение мэрии за подписью первого заместителя мэра Анатолия Прейзнера, разрешавшее вести на свалке работы по извлечению из земных недр .

Помимо всего прочего, основывался этот документ и на письме за подписью председателя (ныне бывшего) комитета по экологии Валерия Гулгонова, которое также рекомендовало раскопку свалки . Предприниматели организовали бомжей, назначили бригадиров, поставили вагончик... И работы начались. Какое-то время осваивал , а нынешней весной в качестве его правопреемника свалкой занялась фирма .

Сорок вагонов латуни

Сегодня свалку авиазавода пересекает огромный котлован, на дне которого, словно зэки времен строительства Беломорканала, копошатся люди с лопатами.

Женщина в белой косыночке, трое загорелых мужиков потрепанного вида и даже пара чумазых пацанят лет двенадцати, один из которых при ближайшем рассмотрении оказался девочкой. Она рассказала, что работает на свалке с весны, собранный металл сдает бригадиру по 7 рублей за килограмм. В среднем в день получается рублей по 100-150. Деньги тратит на себя, но часть отдает маме, которая растит их с братом одна. В школу не ходит - выгнали.

Пока я разговариваю с ребятишками, возвращается из города хозяин - директор Петр Шоболов, который с ходу начинает объяснять принципы добычи металлолома:

- По проекту у нас предполагается работа ленточным методом: то есть мы сейчас один участок разрыли, весь металл отсюда собрали, опять закопали его и засеяли. Потом роем следующий котлован, и так до тех пор, пока не выберем все. С людьми - собрали тех, кто здесь сам до нас копался, - заключили трудовые договоры, разбили их на бригады. Это, кстати, не только бомжи - есть амнистированные, кого больше никуда не берут, есть даже пара бывших рабочих с авиазавода! А дети... Так они родителям помогают! И потом: их прогонишь - через 15 минут они снова прибегут. А с дачниками конфликт действительно был. Началось с того, что нас обязали перегородить дорогу, чтобы никто больше по свалке не ходил, а дорога эта самая короткая, и к садам тоже. Вот они и начали письма писать во все инстанции.

По словам Петра Архиповича, он уже и сам не рад, что влез в это дело, - нерентабельно. По проекту работы были рассчитаны на три года, но за сезон 2000-2001 и первую разрыли разве что наполовину. Техника, горючее - все очень дорого. А хорошего металла, такого, который можно сдать государству за приличную цену, набирается едва ли 30 процентов. Все остальное - хлам.

Это наблюдение, кстати, противоречит гуляющей по свалке легенде, согласно которой где-то под грунтом захоронено сорок вагонов латуни. Именно на эти вагоны, как мухи на мед, и слетаются на свалку бомжи, правда, найти хоть килограмм латуни еще никому не удалось.

Зато гораздо больше шансов подцепить здесь какую-нибудь заразу. В Бабасанову падь вывозил отходы не только авиазавод. Установить состав и количество отходов сегодня почти невозможно, но токсичность мусора, если документально и не подтверждена, то хорошо всем известна. По крайней мере, как доверительно заметил один из беседовавших с нами чиновников, он побоялся бы откушать огурчика, выращенного где-нибудь поблизости.

Из двух зол

- заявил заместитель руководителя комитета природных ресурсов по РБ Павел Матвеев. Но как же тогда быть с письмом Гулгонова? Или за год позиция экологов претерпела столь значительные изменения?

Впрочем, в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что взгляды комитета не столь уж и категоричны. Действительно, деятельность пока приостановлена, но лишь потому, что у фирмы не оформлены положенным образом документы. Более того, экологи отчасти даже ведение работ на свалке. Как отметил заместитель начальника отдела контроля Александр Лбов, для того чтобы получить килограмм меди традиционным способом, нужно сначала найти месторождение, разведать его, добыть тонну руды, переработать ее... Процесс этот не только затратен - он сопровождается и очень большим воздействием на окружающую среду. А тут в дело идут отходы. Это и дешевле, и вред с точки зрения экологии причиняется гораздо меньший. Кроме того, рациональное использование природных ресурсов, по словам Александра Валентиновича, предусматривает вторичную переработку отходов. Что же касается садоводов, то они по закону об охране окружающей среды имеют право обратиться в суд. Если последний сочтет действия комитета неправомерными, все работы в Бабасановой пади будут немедленно прекращены. Хотя по большому счету дачники должны быть сами заинтересованы в том, чтобы кто-то убрал с их земли всю токсичную дрянь.

А выбирая из двух зол, нельзя не вспомнить и еще один момент: как отметил Федор Трифонов, раскапывать рекультивированные свалки - это, конечно, не дело. Но... обуздать пыл желающих отыскать сорок вагонов латуни у администрации Загорска возможности нет. Пусть уж лучше народ организованно раскапывает шлак рядом с дачными участками, чем срезает на них же провода. И возразить что-либо здесь трудно.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях