Общество
1951

Бурятская культура и культурный экспорт

В последнее время наша культура, кажется, все больше превращается в экспортный товар. Об этом и многом другом наш корреспондент побеседовал с заместителем министра культуры Республики Бурятия Борисом Кимом.



- Борис Анатольевич, в свое время гастроли и продажа пластинок за рубежом приносили британской казне дохода больше, чем вся автомобильная промышленность Соединенного Королевства. В последние годы и наша культура все больше превращается в экспортный товар: поездки театра оперы и балета в Америку, выставки художников в Европе, Америке, странах Восточной Азии, гастроли Молодежного театра во Франции и многое другое.

- Да, и эта тенденция набирает силу - наше искусство оказалось востребованным за рубежом. Например, этим летом труппа театра оперы и балета повезет в Штаты уже не концертную программу, а спектакль. В апреле Бурятский драматический театр представит спектакль о Чингисхане на III международной театральной олимпиаде в Москве. Это грандиозный проект. Достаточно сказать, что оргкомитет возглавляет мэр Лужков, а в его состав входят Калягин и Табаков. Бросившись в рынок, мы не оценили, какой колоссальный товар у нас есть. Оказалось, вот он, нужно только умело и выгодно продать его.

- И даже поделить рынки... Скажем, азиатская экзотика театра танца хорошо идет в Европе, а ансамбль почти прописался в Китае...

- Я позволю себе не согласиться с вами. Это верно лишь отчасти. Конечно, элемент интереса к экзотике присутствует, но в конечном счете публика ценит профессионализм и уровень мастерства, а этого нашим коллективам не занимать. Ведь тот же выступает в Испании, Италии не в первый раз...

- Недавно в газете были опубликованы отклики из немецких газет на прошлогодние концерты в Штуттгарте и Эсслинге. Там есть такие слова: .

- Да, наши артисты достойно представляют за рубежом свой край. Сегодня учащиеся хореографического училища гастролируют на Тайване. Целый месяц они будут показывать два детских спектакля: и . Не театр, а училище поставило, оформило и увезло две постановки. Двадцать спектаклей в залах в среднем по тысяче мест - это минимум двадцать тысяч человек узнают о Бурятии. А кто на Тайване знает продукцию наших промышленных предприятий? К сожалению, пока только Байкал и искусство остаются визитной карточкой республики.

- Кстати, относительно тайваньских гастролей. Как вы считаете, не объясняется ли интерес к нашим коллективам отсутствием европейского классического искусства в динамичных и богатых азиатских ?

- Совершенно верно. Не случайно в нашем хореографическом училище с каждым годом растет число студентов из Южной Кореи. Мы являемся своего рода форпостом европейского классического искусства в Восточной Азии. Ведь в том же Сеуле до сих пор нет своей оперы. И в этом смысле наш оперный театр для них пример. Не случайно дирижер из Южной Кореи заплатил деньги за то, чтобы только поработать с нашим оркестром, почувствовать хор и солистов. Вряд ли Большой театр широко распахнет двери для молодых дирижеров, других специалистов из Азии, а мы говорим: .

- Все это хорошо, но не бросаемся ли мы из одной крайности в другую - не обделяем ли своего зрителя? Концерты того же театра танца стали редкостью в Улан-Удэ, не говоря уже о районах...

- Осенью, после приезда , мы сказали руководителям театра: . Ведь сельскими гастролями они родник, откуда сами питаются. И не только они. Ведущие солисты театра оперы и балета в большинстве своем выходцы из Тунки, Кижинги, Баргузина и других мест.

- Раз уж мы упомянули театр оперы и балета, то хотелось бы узнать, как капитальный ремонт, которого так долго ждали, повлияет на прокат спектаклей?

- Вернее сказать, в театре пройдут реконструкция и реставрация. Правительство республики и, в первую очередь, президент Леонид Потапов и его заместитель Евгений Ханхалаев добилось очень солидных денег на эти работы. Буквально неделю назад они были у министра культуры России Михаила Швыдкого. Реконструкция пройдет в несколько этапов. Сначала проведут укрепление фундамента, а затем замену штанкетного оборудования и ремонт фойе, сцены и зала. Эта долгосрочная программа рассчитана лет на пять. В основном работы будут идти в гастрольные периоды, а это почти три-пять месяцев в году. За это время многое можно успеть. Так что на творческий процесс реконструкция сильно не повлияет.

Продвигается проект и по Русскому драматическому театру: готовы технико-экономическое обоснование и эскиз реконструкции здания бывшего кинотеатра . Из федерального бюджета на эти цели выделяют три миллиона, а из республиканского - пятьсот тысяч рублей. Финансирование было и в прошлом году.

- Борис Анатольевич, ваше мнение о так называемой , сложившейся вокруг Молодежного художественного.

- На самом деле судьба этого театра не так безысходна, как она изображается в длинной-длинной череде статей в различных газетах. И моральная, и материальная поддержка театра со стороны города есть. В этом я еще раз убедился, поговорив с руководством мэрии. Но уважаемый мною Анатолий Борисович Баскаков - очень талантливый режиссер и, к сожалению, менее талантливый руководитель и организатор. И это, может быть, одна из причин того, что театр долгое время не может выйти из кризиса. А для такого муниципального образования, как Молодежный театр, не имеющего государственного бюджетного финансирования, очень важна роль менеджера. Важно умение работать с небюджетными средствами, зарабатывать самим, в этом я вижу залог, процитирую слово, часто употребляемое в отношении Молодежного театра, - его .

- А как наши творческие союзы: писатели, художники и композиторы?

- Здесь есть поводы для радости. В этом году появилась строчка в бюджете о выделении средств на деятельность союзов, готовится проект республиканского закона о творческих союзах.

- Борис Анатольевич, известна особая роль министерства культуры Франции, которое оказывает влияние на развитие искусства не только в масштабах собственной страны, но и в Европе, и в мире. Вспомните такие грандиозные проекты, как культурный центр имени Жоржа Помпиду или стеклянную пирамиду в Лувре. Для нас, конечно, это не показательно, и, тем не менее, какой вы видите роль министерства в жизни республики? Пытаетесь ли управлять художественным процессом?

- Управлять? Ни в коем случае! Я сам человек из театра и знаю, что культурой и искусством управлять нельзя. Правительство республики, в том числе и Министерство культуры, создает условия для постоянного творческого поиска. И, прежде всего, это материальные условия. Кроме того, продолжается серьезная перестройка всей сферы культуры - она приспосабливается к рынку. Это колоссальная работа, которая зачастую не видна. А нам нужно научиться освещать свою работу . И в этом смысле газета оказывает нам неоценимую помощь, согласившись предоставить страницу для освещения новостей культуры.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях