Иркутск
1960

Бурятии не грозит «слияние» с Иркутской областью

Вместо «механического» объединения в Москве предлагают создание экономических макрорегионов

Коллаж infpol.ru

Напомним, на минувшей неделе в эфире программы «Поздняков» на телеканале НТВ глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости укрупнения субъектов страны.

- Я  сторонник «перекройки» карты регионального плана, хоть и не все поддерживают такую точку зрения, – отметила Матвиенко. – Есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы. Их надо укрупнять  –  и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования. Это повысит качество жизни людей. Человек не должен страдать только потому что он проживает в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом –  богатом.

Впервые о «слиянии» Бурятии и Приангарья ещё в декабре прошлого года  сообщил портал «Бабр.ру». Свою точку зрения по этому поводу тогда высказали  эксперты, а также главы обоих  регионов.

После резонансного заявления Валентины Матвиенко по обе стороны Байкала вновь заговорили о возможном объединении. На днях на «Бабр.ру» появилась ещё одна публикация,  в которой  не предполагается, а уже утверждается, что «по всем признакам слияния  Бурятии и Иркутской области не избежать».

Среди иркутских экспертов нет однозначного  мнения на этот счёт. Тема укрупнения регионов активно муссируется уже в федеральных СМИ. Так, известный российский политолог и политтехнолог Константин Калачёв считает, что к этому вопросу следует подходить очень осторожно.

- Тут требуется принцип «семь раз отмерь, один раз отрежь». «Представим себе ситуацию объединения Иркутской области и  Бурятии. Как к этому отнесутся национальные элиты, представители титульных народов и жители вообще? Этот механизм у нас проходит через референдум, и очень сомнительно, что, скажем, в Волгоградской области согласятся с необходимостью присоединения к Ростовской,  – цитирует его Lenta.ru. – Объединять регионы слабые с сильными –  то же самое, что размазывать кашу по тарелке или получать среднюю температуру по палате в госпитале. Лучше оставить всё как есть, если нет желания породить хаос. Не надо ломать то, что работает.

Председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов заявил, что укрупнять регионы нужно, в первую очередь, экономически.

- Делать это ради того, чтобы в лучших регионах жить стали хуже, а в худших – лучше – не вполне разумно. Укрупнять, безусловно, надо, но не юридически, а экономически. Действительно, есть взаимодополняющие регионы как в Центральной России, так и на северо-западе, и в Сибири. Но от идеи «битый небитого везёт» всё же надо отказаться,  – сообщил Давыдов  в интервью изданию.

Эксперты едины во мнении: для таких предложений глава Совфеда выбрала не самый лучший момент.

Очевидно, что основная цель – дать регионам большую экономическую самостоятельность и разгрузить федеральный центр, но в нынешней ситуации это не гарантирует результата, – отмечает Lenta.ru. –  Да и прежний опыт не продемонстрировал резкого улучшения экономических показателей после укрупнения. Более того, процесс объединения сам по себе требует огромных затрат – проведения референдума, переформатирования органов власти. И даже после слияния дотации из федерального бюджета всё равно пойдут в прежнем направлении, изменится лишь их формальный адресат.

Однако, как выяснилось, об юридическом объединении речи не идёт. Вместо этого предполагается «создание экономических макрорегионов», передаёт «Коммерсант». Совет Федерации совместно с правительством уже подготовил и направил соответствующий проект документа по «совершенствованию региональной политики» в субъекты страны.  Законодатели выступают за выработку своего рода «стандарта качества жизни», который «не может быть ниже ни в одном регионе и  ни в одном муниципальном образовании».

Кроме того, сегодня «из-за бюрократической нерасторопности отдельных ведомств» некоторые субъекты не могут вовремя получить уже утверждённые для них субсидии. Поэтому нужно «внести коррективы и в сами принципы межбюджетных отношений», уверена председатель Совета Федерации.

Глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления, член Совета Федерации  Вячеслав Тимченко сообщил  «Ъ», что знаком с концепцией документа. Об укрупнении регионов в нём речи не идёт.

- Он раскрывает основные подходы к формированию бюджетной и инвестиционной политики в регионах, описывает разграничение полномочий между федеральной, региональной и местной властью и в целом даёт больше самостоятельности регионам и муниципалитетам, – уточнил Тимченко.

Проект основных направлений развития субъектов обсуждается «не только в самих регионах, но и в федеральных ведомствах», сообщил источник «Ъ» в правительстве. В документе затрагиваются в том числе финансовые отношения с федеральным центром», которые потребуют изменений в бюджетной и налоговой сферах.

- Тема укрупнения регионов ради решения экономических проблем также отражена в проекте, но речь идёт о создании экономических макрорегионов, которые не предполагают юридического объединения субъектов федерации и внесения соответствующих изменений в Конституцию, – пояснил изданию собеседник в правительстве.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях