Байкал
2592

Бурятские активисты призвали «убрать руки от Байкала»

Митинг в защиту озера перерос в политизированную акцию

Фото Юлии Плехановой

Прошёл уже  год с тех пор, как более  70 тысяч жителей прибрежных районов республики оказались в «искусственной резервации». Причина – распоряжение о новых «охранных границах», утверждённое российским правительством. Если раньше они  составляли  200 метров, то с приятием документа расширились до 60, а где-то – и до 80 километров. 

В пределах этой обширной водоохранной зоны, которая фактически совпала с центральной экологической, действует ряд запретов. Например, обустраивать общественные туалеты и мусорные полигоны население прибрежных сёл не имеет права. Регистрация прав на земельные участки там приостановлена. Запрещается заготавливать древесину, ловить рыбу и даже хоронить умерших. И это далеко неполный список «табу», нарушая которые местные жители автоматически станут преступниками и понесут наказание.

Рост протеста

Первым тревогу забили бурятские учёные и общественники. Спустя несколько месяцев после распоряжения они заявили: вопрос требует безотлагательного решения.

-  Версия о том, что на западе России, в Москве, решили «выдавливать» с берегов Байкала местное население, является конспирологической.  Мы проанализировали ситуацию, подключили к обсуждению юристов и пришли к выводу, что такие попытки всё же имеют место быть. Сам Байкал фактически забирают у жителей Бурятии. Подготовлена мощная нормативная база, которая резко ограничивает условия жизни людей. И, по нашему мнению, всё, что предпринимается в этом направлении, нарушает права населения прибайкальских районов и всей республики, – отметил в июне на специально организованной пресс-конференции председатель бурятского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Батор Цыренов.

Некоторые активисты и люди, живущие на берегу Байкала, неоднократно заявляли, что власти республики не предпринимают никаких мер, чтобы отстоять их интересы.

- Власти не отмалчиваются, – сообщил журналистам в октябре глава Бурятии Вячеслав Наговицын. – Мы регулярно отслеживаем информацию, работаем над этим с первого дня. Двум регионам – Бурятии и Иркутской области – нужно принимать совместные решения. Наверное, слишком жёстко устанавливать границы водоохранной зоны, которые совпадают с центральной экологической зоной: в отдельных местах она доходит до 60 километров. Нигде в мире такого нет: двести метров, ну пятьсот максимум.

Сократить в 120 раз

К слову, с инициативой об уменьшении охранных границ в конце января 2016 года выступали и иркутские учёные.

- Запреты коснулись открытия новых кладбищ и скотомогильников, захоронения твёрдых бытовых отходов и др. Это вызвало тогда массу возмущений. Особенно «кипела» Бурятия, где местные жители назвали действия федеральных властей антинародными и даже пригрозили перекрыть Транссиб, – сообщал «АиФ-Иркутск». – Между тем, в начале 2000-х годов иркутские учёные делали обоснование границ водоохранной зоны Байкала на основе географического подхода. Она должна включать в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходить по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к Байкалу. Где-то эта зона может быть 50 метров, где-то – 2,5, а где-то – и 5 километров Реакции федералов на это предложение пока не последовало.

Несколько недель назад стало известно, что водоохранную зону всё же сократят. Правительство России уже поручило федеральному Минприроды разработать соответствующие изменения в Водный кодекс закон об охране озера Байкал. Такое решение, по словам представителя Департамента водных ресурсов Минприроды Евгения Шишко, было принято на основании письма главы Бурятии. Если законопроект будет принят, документ, утверждённый в марте прошлого года, отзовут.

Но вот когда Бурятия официально лишится статуса «искусственной резервации», пока неизвестно. В начале апреля в Министерстве природы Бурятии сообщили, что для внесения изменений в законодательство потребуется, как минимум, год.

Выступили против

Вскоре на одном из сайтов в Интернете начался сбор подписей под петицией против сокращения водоохранной зоны Байкала.  Автор обращения  – иркутянка Наталья Челпанова – заявила, что это решение  может нанести «жемчужине Сибири» непоправимый вред. А вскоре своё несогласие выразили и бурятские активисты. Они заявили о намерении выйти на протестную акцию. Сразу уточнили: митинг не несёт никакой политической или иной подоплеки.

-  Это инициатива неравнодушных людей, душой болеющих за малую родину, – сообщалось на официальных страничках мероприятия «ВКонтакте» и в Facebook.

«У них одна цель»

24 марта на  площади Революции собралось несколько десятков человек – не только общественники и обычные жители, но и представители партии КПРФ и даже представители одной из шаманских организаций. Они принесли с собой плакаты с тематическими лозунгами: «Байкал – не место для торгов!», «Берег Байкала не для спекулянтов», «Нет убийству Байкала!», «Руки прочь от Байкала» и «500 метров – не решение проблемы».

Начался митинг  с небольшим опозданием.

- Сегодня мы стоим перед выбором – каким оставить Байкал своим потомкам. В моём понимании – думаю, вы тоже  присоединитесь – он должен остаться в естественной, природной красоте, с чистой водой, с лесами, – обратился к собравшимся   один из организаторов протестного мероприятия, эколог Баир Цыбиков. – Для нашей республики Байкал  – прежде всего, символ, и не простой, а священный. И если мы эту священность не отстоим, то не сможем отвечать за всё остальное. У  наших олигархов  цель одна – копать, рубить лес и сделать из Байкала болото. Вода в нём становится грязной, реки высыхают. И если уменьшить водоохранную зону до 500 метров, появится пустыня. Этого нельзя допустить.

Затем слово взяла  председатель общественной организации «Наследие Оэлун» Бутидма Зыдрабын.

- Я бы хотела сделать небольшой экскурс в историю. Вы знаете о том, что территория вокруг Байкала названа Чингисханом «их-хориг» –  территорией Великого запрета?  Это был заповедник, где запрещалось рубить деревья, убивать зверей. И по этим заветам жили до 19 века. В них говорилось, что к природе нужно относиться очень бережно. Если ты рубишь лес – берёшь только то, что тебе нужно: одно дерево из десяти для своего дома. Наши предки знали, как жить на этой земле, знали, что относиться  к ней нужно бережно. Существующий федеральный закон об охране Байкала является современным вариантов «их-хориг». И его нужно оставить без изменений.

- Понимаем! Поддерживаем! – раздалось среди митингующих.

«Я вижу в этом коррупцию»

Среди выступающих были не только жители республики, но и иркутяне.

-   Мне сказали что здесь, в Бурятии, у людей, которые живут на побережье, есть небольшая проблема  с оформлением земли, с кладбищами,  строительством дорог. Я как житель Иркутской области могу сказать, что у нас таких сложностей нет, по большому счёту. Мы всё это делаем. И двойных стандартов здесь быть не может: в Иркутской области разрешать, а в Бурятии – запрещать. Я вижу в этом коррупцию, –  заявил эколог, лидер молодёжного ольхонского землячества Сергей Мантахаев. – Такие условия создают, чтобы «продвинуть» разработку свинцово-цинкового месторождения.

Поясним,  речь идёт о Холоднинском  месторождении полиметаллов, которое находится в нескольких десятках километрах от берега озера. По мнению организаторов митинга, распоряжение о водоохранной зоне наложило табу на его разработку, и потому  сегодня  бизнесмены, якобы, добиваются отмены документа. То, что вести работы на месторождении запрещает закон об охране Байкала, который никто не отменял и не собирается, митингующих почему-то не смутило.

- Само месторождение находится непосредственно  в центральной экологической зоне.  И в результате его разработки отходы производства окажутся в грунтовых водах и в Байкале, –  подчеркнул Мантахаев. – Что касается самой экономики, нам ничего не достанется. Компания зарегистрирована в оффшорах и вся прибыль уйдёт туда. Останутся только карьер и  загрязнённая вода.

«Почему он так говорит?»

На трибуну поднялся общественник  и блогер  Алдар Гунтупов.  Он решил высказать  претензии в адрес конкретного предпринимателя – владельца ИФК «Метрополь» Михаила Слипенчука, который, по мнению активистов, заинтересован в сокращении  водоохранной зоны.

- Он ничего не делает. Есть люди из прибрежных районов? Кто-нибудь может опровергнуть моё утверждение? – взывал к участникам акции Гунтупов.

Кто-то из собравшихся начал возмущаться.

- Погодите! Почему он  так говорит? – раздались реплики.

Такого протеста блогер явно не ожидал.

- Полиция, следите за порядком, – отсоветовал он и продолжил. – Почему он заботится не о кижингинцах или джидинцах,  а именно о прибайкальцах? Почему с иркутской стороны мы не слышим ропота по поводу водоохранной зоны? Именно здесь, в Бурятии, какая-то кучка людей выступает от лица всего народа? Причины такой активности очевидны. На мой взгляд, хотят расконсервировать Холоднинское  месторождение. Там находится 34 % всех запасов цинка в стране. Это очень ценный металл. Поэтому давайте бороться за то, чтобы водоохранная зона осталась на прежнем месте. Скажем: «Руки прочь от Байкала!».

Поделились своим мнением и жители прибрежного Кабанского района.

-   Изменения, которые предлагается внести, проблемы не решат – хоть 80 километров, хоть десять, хоть пятьсот метров будет эта водоохранная зона. Мы живём на самом берегу Байкала и так или иначе попадём под действие этого закона, – рассказала Светлана Чемусова из посёлка Турка.  –  Необходимо, чтобы он не распространялся на территории населённых пунктов. Мы бы сказали огромное спасибо.  Иначе так же  нельзя  будет ездить по дорогам, держать скот, пахать огороды, хоронить людей.

Экологический  митинг  или политизированная акция?

Слово предоставили руководителю представительства ИФК «Метрополь» в  Бурятии Баиру Цыренову. Он пояснил, что если даже водоохранную зону сократят,  закон «Об охране озера Байкал» не позволит вести в центральной экологической зоне никаких разработок.  

- На этом основании мы подали заявление о приостановке лицензии, – подчеркнул он.

Договорить Баиру Цыренову не дали. «Хватит, хватит!»  –  скандировали митингующие.

Организаторы предложили завершить мероприятие исполнением гимна Бурятии. После этого на площади Советов состоялся флешмоб  в поддержку озера –  участники запустили  в небо  гелиевые воздушные шарики.

- Напомню, что именно межфракционная депутатская группа «Байкал», созданная по инициативе Михаила Слипенчука, добилась закрытия БЦБК. А недавно эта группа обратилась к президенту России с просьбой о недопустимости снижения уровня Байкала. Что касается митинга, очень похвально, что люди озабочены судьбой Байкала. Но они либо заблуждаются, либо целенаправленно «передёргивают» суть вопроса, когда начинают говорить, что поправки вносятся в интересах определённого круга лиц, прежде всего – в интересах Холоднинского  месторождения. Его разработки и так ограничены Центральной экологической зоной. Водоохранная зона, её сокращение нужно для того, чтобы позволить нормально жить населению прибрежных районов, – пояснил Баир Цыренов infpol.ru. – Я лично вижу полную ангажированность. Коммунисты подключились, политизировали мероприятие. Об этом говорит  и то, что мне не дали завершить выступление.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях