- Почему новость о том, что полуголая красотка из Бурятии заняла пятидесятое место на очередном конкурсе красоты, занимает в рейтингах новостей первые места, а о том, что наш обычный парень, студент авиатехникума Рома Курьянов, принимает участие в национальном чемпионате World Skills Russia, неизвестно никому? И не просто выступает, а достойно представляет нашу республику: Роман Курьянов, единственный участник от Республики Бурятия, вошел в пятерку лучших по России, заняв в итоге 4-е место! А ведь это престижнейший, сравнимый с олимпийским чемпионат рабочих профессий. Здесь соревнуются высокие технологии и люди, умеющие ими управлять! Сам факт участия говорит о том, что наш регион может похвастаться наличием мозгов и золотых рук! – эмоционален в нашей беседе Леонид Геннадьевич Будаев.

«Новое поколение должно уметь включать голову и трудиться руками», - уверен директор авиационного техникума

В прошлом году авиационный техникум вышел из состава инженерно-педагогического колледжа. Фактически он является преемником Улан-Удэнского авиатехникума, образованного в 1950 году. Новую жизнь в него вдохнули после того, как была достигнута договоренность между авиазаводом, холдингом «Вертолеты России» и республиканским правительством о софинансировании модернизации техникума на сумму более 100 млн рублей. Леонид Геннадьевич отмечает, что в этом немалая заслуга главы республики Вячеслава Наговицына и директора авиазавода Леонида Белых.

- А недавно у нас побывала делегация во главе с Вячеславом Наговицыным, посмотрели, что сделано на выделенные деньги. Глава республики высоко оценил увиденное, - горд за техникум Леонид Будаев.

DSC 0451 1

Чувствуется, что директор техникума всей душой болеет за свое учебное заведение:

- Впервые за многие годы существования специальностей «технология машиностроения» и «производство летательных аппаратов» в прошлом году у нас был конкурс – два человека на место! А за год мы выиграли среди ссузов три республиканские олимпиады из десяти, в том числе по истории, совсем не «нашей технической» специализации! Помимо этого, студент Аюша Норбоев завоевал 3-е место во всероссийской олимпиаде уже по нашей специальности «производство летательных аппаратов». Что нужно для подготовки высококлассных специалистов? Нужна хорошая материальная база и хорошие преподаватели. Мы решили эту проблему наполовину: у нас отличная материальная база, но пока до конца не решен вопрос с современными, качественно подготовленными, владеющими высокопроизводительными технологиями преподавателями специальных дисциплин.

Да, авиационный техникум на сегодня обладает самым передовым оборудованием для технического образования. Аналогов ему нет ни в одном учебном заведении России. Десять мощнейших лабораторий оснащены всем необходимым, чтобы готовить «специалистов будущего».

- В новых лабораториях у нас теперь есть возможность создавать реальные заводские условия. Студент управляет такими же станками, как специалист на заводе. Это, несомненно, ускоряет процесс обучения и повышает качество

DSC 0431

Но главным преимуществом Леонид Геннадьевич считает внедренную систему дуального образования. То есть когда имеется тесная взаимосвязь работодателя и учебного заведения и ведущим звеном в этой связке является авиазавод-работодатель. Таким образом, студенты имеют возможность проходить практику без отрыва от учебы. А работодатель диктует, какие специалисты ему нужны. Так кадры готовятся «под ключ».

- А вы знаете, какое грядет время? Время автоматизации. Посмотрите кругом – от библиотек до супермаркетов – везде вводятся электронные процессы. Нынешний рабочий – это не просто человек с лопатой, а человек, умеющий нажимать кнопки так, чтобы лопата сама слушалась. И вот такие кадры готовим мы!

Действительно, в авиатехникуме одна из самых популярных среди студентов лабораторий, где изучают мехатронику – основу автоматизации и робототехники. Обучившись, выпускники обладают почти инженерными знаниями и навыками. По желанию они продолжают учебу или сразу идут на завод.

Молодежь с золотыми руками и головой

Работа на авиазаводе одна из самых стабильных, трудоемких и ответственных. Здесь размещает свои заказы оборонная промышленность страны. Каждый заказ стоит миллиарды. Каждая деталь – болт или гайка – сертифицирована. От труда простого токаря зависят многомиллионные проекты. И хорошего токаря никогда не уволят. Но таких токарей, увы, пока мало.

Почему в стране много менеджеров, якобы управленцев, но никто из них не способен забить гвоздь? Почему экономисты-краснодипломники болтаются без дела, а классный сварщик «снимает бешеные бабки за два часа»? Нынешний кризис четко показал, кто нужен стране. Профессиональные рабочие, умеющие включать голову, имеющие золотые руки, достойные высоких стабильных зарплат. Это они будущая золотая молодежь, а не нынешние «белоручки», озабоченные количеством лайков на своем фото.

В одном из федеральных СМИ как-то поднимали вопрос о качестве нашего образования. Тогда представитель Министерства образования и науки России на вопрос, насколько профессиональное образование отвечает запросам работодателей, ответил, что «если учреждение имеет хорошего директора, который настроен на работу с бизнесом, выстроил хорошую команду, то эта связка «бизнес — образование» позволяет и обучать студентов в хороших условиях». То есть финансирование учреждения зависит от того, насколько коммуникабельно и профессионально его руководство. Да, Минобразования не всегда в состоянии обеспечить всех, но оно старается стимулировать партнерские связи бизнеса и образования. Леонид Геннадьевич отмечает, что наше министерство во главе с Алдаром Дамдиновым за развитие дуального образования, и считает его основой будущего развития страны. Авиатехникум готов делиться опытом с другими учреждениями образования и сам открыт для новых предложений об инновациях и сотрудничестве.

- А таких токарей, сварщиков, слесарей мы будем учить! Наш выпускник - это не стереотипный пэтэушник. Это суперспециалист, который нигде не пропадет

Для справки: Леонид Будаев по образованию инженер-механик. В 1984 году окончил с отличием факультет самолетостроения Харьковского авиационного института. Работал на заводе мастером, затем - заместителем начальника агрегатно-сборочного цеха. На работу в инженерно-педагогический колледж пришел на должность замдиректора по авиационному направлению. С 2014 года является директором авиатехникума.