Карта странствий

d bagadaevНапомним некоторые детали той истории. Загадочная белая плитка хранилась в доме Багадаевых уже много лет.

- Нашей семье ее передал дед Прокопий, который строго-настрого велел сохранить этот камень в доме. Однако он так и не объяснил значение плиты, - рассказал нам Дмитрий Данилович.

Кстати, дед Прокопий был в свое время личностью достаточно известной в Осинском районе Иркутской области.

- Все уважительно звали его Обоха. Это производное от слова «обо». Дед говорил про какую-то загадочную пещеру, куда в древности ходили люди и молились. И бережно хранил осколок белой каменной плиты, - рассказывает Дмитрий Багадаев.

То есть дед Прокопий, скорее всего, был одним из хранителей какого-то таинственного обо. Об этом говорит то, что у него имелись некоторые сакральные атрибуты – посох и странный белый камень.

- Он все время говорил: «На камне есть надпись». Когда я вырос, дед Прокопий настоял на том, чтобы я стал владельцем этого камня. Говорил, что он будет моим талисманом, - продолжает свой рассказ Дмитрий Багадаев.


Камень, который новый хранитель назвал «оленным» (он походил на мордочку олененка), перешел в дом Дмитрия Даниловича.

- Несколько лет назад я решил плотно заняться камнем. Обработал специальной пастой, чтобы были ясно видны все черточки. Перенес линии на кальку. К моему удивлению, некоторые «царапины» и впрямь напоминали иероглифы и странные знаки. Показал китайцу, и тот без труда прочел один из них как слово «могучий». А вот другие буквы он прочесть не смог. Зато легко прочитали другие специалисты. Иероглифы они перевели как «небо» и «олень». Самое интересное, что это были почему-то шумерские буквы, - рассказал Дмитрий Багадаев.

Исследователь посчитал, что надпись на камне может быть расшифрована как «могучий небесный олень». Может быть, поэтому камень напоминал мордочку оленя? Дмитрий Данилович корпел над историческими трактатами и диссертациями ученых, пытаясь понять, почему в одной надписи могли использоваться слова из разных языков.

- Были варианты, что камень как-то связан с монголами, хуннами, скифами... Но однажды я обратил внимание, что рисунок на камне похож на карту. Причем очертания местности были мне знакомы. Это были окрестности деревни Наймагуты, - рассказал хранитель оленного камня.

Прошлой весной исследователь поехал в Осу.

- Убедился, что рисунки действительно являются картой, - рассказал он.

Следуя по «каменным ориентирам», Дмитрий Данилович дошел до мест, которые были указаны на плите как выбоины.

- Там находились две огромные воронки. Вокруг лежали плиты. На них - надписи, странные знаки и иероглифы. Скорее всего, это был могильник какого-то очень знатного человека, - предположил Дмитрий Данилович.

По всей видимости, раньше плиты огораживали воронку. Но потом кто-то сложил их в общую груду. Багадаев испросил разрешения у местной администрации взять на время одну из плит, чтобы показать специалистам Бурятского научного центра. Привезенной плитой ученые заинтересовались.

- Часть надписей на старомонгольском. Удалось прочитать имя Чингис, - сообщил Дмитрий Данилович.

d bagadaev2
Место, указанное на каменной карте, оказалось разрушенным древним могильником

«Сын неба»

Кто похоронен в загадочном могильнике, пока так и не выяснилось. И еще, рядом с воронкой Багадаев обнаружил еще одно захоронение – огромный курган. К сожалению, прошлым летом ученым не удалось изучить таинственное место. Тогда Дмитрий Данилович сам взялся за расшифровку надписей. Кое-что ему удалось сделать.

- Я обложился книгами и стал изучать историю сяньбийцев, тюрок, джунгар, найманов, уйгуров и других монгольских народов. В итоге смог понять значения некоторых знаков: «воин», «бык», «олень». И еще нашел уйгурское слово «гурхан». Очень помогли мне китайские студенты, обучающиеся во ВСГАКИ. Один знак они перевели как «большой сын» или «сын неба». Нашли цифру «6» - число удачи и имя «Вень». Больше они ничего сказать не смогли. Рассмотрев камень, я обнаружил там отшлифованную полоску, похожую на меч, рядом копье и знак, похожий на факел, - рассказал исследователь.

Слон на камне

Но самое странное открытие сделал один из ученых, к которому обратился Багадаев: он увидел в верхней части камня изображение слона!

- Действительно, фигура слона довольно четко видна там, где проходит белая полоса. Таким образом, стало меньше непонятных черточек и знаков, - сообщил нам Дмитрий Данилович.

С этими данными исследователь обратился к ученым Бурятии. Один из археологов сказал, что слонов в нашей местности не может быть и что там, вероятнее всего, изображен кабан. Другие ученые сообщили, что в древности на территории Осинского района было ханство и там, возможно, захоронен местный владыка.

- Летом я еще раз ездил в те места. Недалеко от ранее обнаруженной воронки нашел каменную насыпь. Чуть дальше – еще четыре плиточные кладки, - рассказал Багадаев.

Тайны требуют разгадки

Пока сказать точно, что же все-таки обнаружил Дмитрий Данилович, не может сказать никто. Что таит в себе таинственная долина, обнесенная плитами, - древнее захоронение, место магических ритуалов, древний город? У Багадаева есть несколько версий. Например, он связывает плиты с переселением джунгарских племен.

- Рисунки на одной из плит похожи на карту звездного неба. Может, она использовалась нашими предками для проведения религиозных ритуалов? Или же это остатки какой-то джунгарской библиотеки? – задается вопросами исследователь.

Словом, пока тайна «оленного камня» так и не разгадана и требует весьма внимательного изучения.

Справка

«Оленный камень» — название древних камней с изображениями. Обычно это отесанные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности или нанесен охрой. Встречаются на Алтае, в Забайкалье, Тыве, Монголии, Китае и других местах. «Оленные камни» в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил «оленные камни» обычно ориентированы лицевой гранью на восток. Кроме оленей, на камнях встречаются изображения лошадей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков, орнаменты, различные геометрические фигуры и т.д.

Обо (реже обоо, овоо) - от монг. «куча, груда, насыпь». Культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов. Представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, горных перевалах, у озер, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и групповые. Обо считается местом поклонения местным духам, хозяевам местности. Обо «создают» погоду, отвечают за урожаи, здоровье, благополучие людей.