К ведьмам одни относятся с суеверным страхом, другие - с юмором. Кто-то, как церковь, относит к ведьмам знахарок и гадалок всех мастей, а некоторые просто вспоминают истории из своей юности. Интересно, что практически совпали истории из Баргузинского и Еравнинского районов о ведьмах, которые превращались в свиней.

«Свинья эта была без хвоста. Но не только это отличало ее от других безобидных хрюшек. Маленькие глазки страшной свиньи горели почти человеческим осмысленным огнем. Пугала она гуляющую по ночам молодежь долго. Ходили смутные слухи, что в эту свинью превращается по ночам бабушка из одной приезжей семьи. Мы, как комсомольцы, воспитанные в атеизме, над этими слухами сначала посмеивались. Однажды мы решили не убегать от нее, а самим ее погонять и, если получится, отлупить» – пишет нам житель Еравнинского района.

Он попросил не указывать ни своего имени, ни фамилию семьи «ведьмы». Ведь она давно ушла из жизни, а остались дети и внуки.

«Однажды нам удалось окружить эту свинью. Били ее заранее заготовленными палками и камнями. Но она сумела вырваться и убежать. На следующий день друзья рассказали, что подозреваемая в «ведьмачестве» бабушка лежит на печке, не встает. Проверять эту информацию у меня не хватило духу. Через несколько лет, когда я уже уехал работать в другой регион, мне написали, что эта бабушка уходила из жизни долго и мучительно. Пришлось разбирать крышу у трубы, получилось что-то вроде люка».

Баргузинская ведьма

Почти такая же история пришла из Баргузинского района. Только там конец страшнее. Оказывается, когда умирает та, что сотрудничала с темными силами, нельзя находиться рядом, ибо можно перетянуть на себя страшный дар.

«Дедушка мой был родом из Украины и там у них в порядке вещей «ведьмачество». Он говорил, что у них в старину дом умирающей ведьмы заколачивали намертво и никто не присутствовал в момент ее кончины рядом. Пусть кричит и беснуется. Это перед самой смертью к ней приходят души тех, кого она загубила. Естественно, никто дедушке не поверил, – делится воспоминаниями наш читатель из Баргузина. - Тогда он строго-настрого запретил подходить к умирающей ведьме, тем более ничего ей не подавать, иначе она передаст свою темную силу другому человеку, даже если тот был против. Действительно, дети и внуки умирающей ведьмы вышли из дома, чтобы не слышать ее просьбы и не встречаться глазами. Неожиданно стоны и крики прекратились, раздался торжествующий смех. Оказалось, что самый младший внук ведьмы не выдержал и принес бабушке стакан воды. Так она умерла без дальнейших мучений, передав вместе с силой все грехи за сотворенные порчи, проклятья и привороты. А ведь в это время мужчины уже поднимали конек, на котором установлен скат крыши. Не успели. А про советский триллер «Вий» мой дедушка говорил, что фильм основан на реальной традиции - три ночи читать молитвы над телом. Ведьма будет вставать из гроба, пытаясь помешать чтецу. Для защиты надо стоять внутри круга, обведенным стальным ножом. А я же после того фильма долго боялся даже днем мимо церкви проходить».

Примерно такой же случай вам расскажут в селе Никольск Мухоршибирского района. Только тут женщина ни в кого не превращалась. Она просто иссушала вымя дойных коров у соседей, пока сосед однажды не увидел, как она подозрительно быстро выцеживает по несколько капель молока у разных коров. Мужчина не растерялся и побил палкой колдовку. Утром он пошел проверить избитую им женщину. Она лежала с синяками и через две недели умерла.

Мухоршибирские знахарки

Официальная церковь резко отрицательно относилась к знахаркам, приравнивая их к ведьмам. Возможно, поэтому у старообрядцев было более терпимое отношение к женщинам, умеющим делать заговоры. К тому же до прибытия в Бурятию семейские проживали рядом с украинцами и поляками, где особенно сильна вера в колдовство. Недаром Гоголь черпал там вдохновение для своих мистических рассказов. Самый известный исследователь семейских Фирс Болонев писал, что на Чикое колдовок и сейчас называют «волхвитками». А ведь слово «волховать» еще во времена Даля имело положительный смысл. Интересно, что, проживая в Бурятии, семейские знахарки стали обращаться в своих заговорах к местным рекам. «Матушка Заган, славная река, золотые берега, золотые ключи, замки серебряные ...» - начинается один заговор, записанный ученым БНЦ Руфиной Матвеевой. «Река Шаралдайка обмывает берега, корни, камни, желтые пески. Так же рабе Божьей Елене обмой всю скорбь, болезнь, неси ее болезнь на луга-болота, гнилые колоды, на желтые пески, чтоб она не болела, на век вечный занемела. Аминь» – фрагмент еще одного заговора, записанного в Шаралдае от женщины 1936 г.р.

Она, в свою очередь, как указывает ученый, выучила заговоры в середине 60-х годов от бабушки Хавроньи из Загана.

Другой исследователь записал в 2000 году от Селиверста Варфоломеева поверье о том, что колдовки «некоторые же есть портють и лечат, а некоторые только портят, вылечить не могут».

Лысая гора в Улан-Удэ

Оказывается, известный в нашем городе район Лысая гора у знающих людей вызывает содрогание. Потому что ведьмы и другие сказочные существа регулярно собирались именно на «лысых горах», где устраивали шабаши. Особенно много таких «лысых гор» на Украине и в Польше. Самая известная Лысая гора в Киеве. «Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш...» — пишет Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа».

Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» сделал Лысую гору местом распятия Иешуа и Воробьёвы горы под Москвой в качестве ведьмовского шабаша. Даже братья Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу» называют Лысую гору местом проведения «слётов» ведьм и прочей нечистой силы.

- Мы переехали в поселок Аршан на Лысую гору в 80-е годы. И сразу начали ругаться с соседкой. У нее была странная привычка выливать помои прямо на середину улицы. Моя бабушка, джидинская казачка, не утерпела и высказала соседке в том духе, что у вас, семейских, лишь бы в своем дворе было чисто, а на общую улицу можно всю нечисть выливать. После этого мы начали находить у входной калитки то дохлых мышей, то клубки спутанных волос, – вспоминает наш читатель Матвей Григорьев.

Тогда еще были почтовые ящики, прибитые к заборам. Семья Матвея начала находить красные нитки среди газет.

- Терпение моей бабушки лопнуло, когда она обнаружила закопченную иголку, воткнутую между ставнями. Сходила к знахарке. Та объяснила, что это называется «подклад». Посоветовала переехать с Лысой горы. Мол, само название места притягивает туда нечисть. Мы переехали на Комушку, – заканчивает свою историю Матвей.

Кстати

Ученые считают, что Вальпургиева ночь – древний языческий праздник плодородия, а слово «ведьма» произошло от слова «ведающая» тайными знаниями

Почему же именно ночь перед 1 мая стала считаться праздником ведьм? Для кельтских народов эта ночь знаменовала наступление летнего периода времени — «большого солнца». Праздник в честь начала лета посвящали плодородию, а значит, и мужской силе. Отсюда фаллический символ — майский шест. До сих пор традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. Древние кельты выпускали в этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах и прогоняли между двумя рядами костров, чтобы избавить от зимних болезней. Но название ночи как Вальпургиевой дали немцы, причем в честь реально жившей св. Вальбурги. Эта знатная британка описала паломничество своих братьев в Палестину. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. Монахиня Вальбурга по пути в Германию сумела успокоить молитвами бушующее море. С тех пор она считается покровительницей моряков, помогает также при водобоязни и в шторм. Неизвестно почему праздник нечисти получил имя этой праведницы. В России с принятием христианства волхвов стали сжигать.

Охота на ведьм в датах и цифрах

1071 год - «за обольщение» народа и неприятие веры христианской по приказу князя Глеба новгородцы сожгли волхва.
1227 год - они сожгли уже четырёх волхвов.
1411 год - в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли 12 женщин.
1446 год - князь Иван Можайский всенародно сжёг вместе с женой боярина Андрея Дмитриевича за волшебство.