Одни говорили, что ему не везет, другие, напротив, считали необыкновенно везучим. Кяхтинцы же всегда считали, что им повезло с земляком - дважды Героем Советского Союза космонавтом Николаем Рукавишниковым.

В конце 40-х годов началось строительство железной дороги в Монголии. Специалисты из СССР живут в Алтан-Булаге, их дети учатся за границей, но в нескольких метрах – в Кяхтинской школе. Среди них человек, который первым в истории космонавтики совершит посадку в аварийном режиме. Еще Николай Рукавишников войдет в историю и как первый гражданский командир космического корабля.

Будущий космонавт родился в 1932 году в Томске. Мать работала инженером-проектировщиком железных дорог, отчим - начальником проекта строительства железных дорог. Они оказались в Монголии после войны для постройки и эксплуатации железнодорожной линии от погранпункта Наушки до Улан-Батора протяженностью 404 км. Родители жили в Алтан-Булаге, а Николай в 8 - 9 классах ходил в Кяхтинскую школу №1. Мечтал ли он о космосе, глядя в бездонное небо Бурятии, точно неизвестно. Но увлекался техникой и даже посещал технический кружок.

Одноклассники и учителя, может, и забыли бы о Коле спустя годы, если бы 25 апреля 1971 года не услышали по радио, как на корабле «Союз-1023» совершает свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Николай Рукавишников.

Те, кто поддерживал с ним связь, знали, что после школы он окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «Диэлектрики и полупроводники». Вернулся на землю бывший кяхтинский школьник известным космонавтом. Хотя из-за технических неисправностей работа на станции была отменена, полёт был прерван преждевременно. И уже в следующем году Рукавишников посетил Монголию. Оттуда не мог не заехать в Кяхту.

Там ждали приезда космонавта все горожане. Николай увиделся со своими учителями, одноклассниками, кружковцами при Доме пионеров (ныне ЦДО), где когда-то занимался в техническом кружке. Надо ли говорить, что кяхтинцы после этого с особым чувством следили за судьбой «своего» космонавта. Знали, что он проходил подготовку по советско-американской программе ЭПАС. В 1974 году прошел второй космический полёт Рукавишникова в качестве бортинженера космического корабля «Союз-16». Но особенно потряс всех случай, едва не закончившийся гибелью космонавтов.

rukavishnikov 3

Чудом без трагедии

В 1979 году было решено отметить 18-летие первого полета человека в космос стыковкой двух станций: «Союза-33» с новой советской станцией второго поколения «Салют-6». Это было достижение мирового масштаба. В качестве командира советско-болгарского экипажа Рукавишников совершал свой третий полет в космос. В историю это войдет и как первый полет гражданского космонавта в должности командира экипажа.

Экипаж «Салюта» уже видел в иллюминаторе корабль Рукавишникова. Шел этап сближения. И вдруг в 16 километрах от станции на корабле происходит самопроизвольное отключение двигателей. Оказалось, серьезная поломка в двигательной установке. О стыковке уже никто не думал. Космонавты могли уже никогда не вернуться на Землю. Но Рукавишников сумел сориентировать станцию на посадку. Причем кораблю предстояло спускаться по закону падения снаряда. Неточный расчет - и корабль навсегда уйдет в космос. Резервный двигатель тягу не набирал. Из-за этого была еще одна опасность - экипаж мог погибнуть при посадке. Корабль снижался, но Земля все время уходила. Им оставалось только ждать. Только грамотные действия командира экипажа обеспечили благополучное возвращение космонавтов на Землю.

rukavishnikov 2
Н.Н.Рукавишников с пограничниками и пионерами в г.Кяхте, 1986г.

Уже в 2011 году в честь 50-летия полёта первого человека в космос на родине Рукавишникова на Белом озере установят спусковую капсулу космического корабля «Союз-33», в которой Николай Рукавишников и его болгарский коллега Георгий Иванов в 1979 году спустились на землю.

Позже Рукавишников проходил подготовку к советско-индийскому полёту, но из-за болезни в полёте не участвовал. За три полета в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд. После ухода из космонавтов в 1985 году избран председателем Федерации космонавтики СССР. В этом качестве он еще раз приехал в город своей школьной юности Кяхту в 1986 году. Тогда в Бурятии побывал агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда».

Так как Николай Рукавишников был дважды Героем Советского Союза, ещё при его жизни в Томске на берегу Белого озера был установлен его бюст.

Кяхтинцы гордятся

Кяхтинцы считают земляком этого уникального космонавта - дважды Героя Советского Союза и героя Монгольской Народной Республики. В Кяхтинском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Николаю Рукавишникову. В экспозиции завтрак космонавта, обед космонавта, консервы космонавта, книга «Космонавтика СССР» с дарственной надписью. Также есть значок космонавта. В фондах музея находятся фотоальбом «Летчик-космонавт Н.Н.Рукавишников» с дарственной подписью «05.09.1986 г.», фотографии по космонавтике и ручка Рукавишникова. Он был награждён тремя орденами Ленина и золотой медалью имени Циолковского АН СССР. Неудивительно, что Рукавишников – почетный гражданин не только Кяхты и Томска, но и монгольского города Сухэ-Батор. Кроме того, космонавт - почётный гражданин Калуги, Караганды, Аркалыка, Джезказгана, Хьюстона.

rukavishnikov 1
Н.Н.Рукавишников с монгольским пограничником

С 1991 года он президент Федерации космонавтики РФ. А с 1999 года был её почётным президентом. Ушел из жизни Николай Рукавишников в 2002 году в Москве.