- Этот праздник считается самым главным в еврейской традиции. И обычно мы проводим все праздники дома, но в таких небольших городах, как наш, можно провести общее мероприятие. Люди могут прийти и приобщиться к своим национальным корням, - говорит директор Еврейского культурного благотворительного фонда «Симхат Хаим» Анна Амагзаева.

pesah 4

Песах - один из трёх «праздников паломничества». В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма массы иудейского народа поднимались в Иерусалим. Песах вычисляется по солнечно-лунному календарю. В Израиле праздник длиться семь дней, а в диаспоре – восемь. Из них особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы шаббата - субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.

У праздника Песах несколько названий

Песах - в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, посылая казни на египетский народ.

Хага-мацот - праздник опресноков — в память о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.

Хага-Авив - праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц «нисан» также называется месяц «авив».

Хага-Херут - праздник свободы — в память об исходе из Египта.

pesah 7

На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Обычно на праздник достают другую посуду, которую используют только на Песах. После праздника эту посуду упаковывают и достают ее только на следующий Песах.

- Запрет на квасную пищу объясняется так: когда еврейский народ выходил из Египта, было очень мало времени на то, чтобы собраться и завести хлеб, чтобы он поднялся. Все, что успевали сделать – завести муку с водой и испечь хлеб. С одной стороны, мацу называют хлебом бедных, с другой - это хлеб памяти. В диаспоре евреи отмечают праздник восемь дней и все эти восемь дней запрещено есть все, что связано с квасным хлебом – макароны, хлеб, крупы, бобовые. Но едят мацу, делают кнейдлах (клецки), пекут печенье из перемолотой мацы, - объясняет директор фонда «Симхат Хаим».

pesah 5

Седер – кульминация праздника

Кульминационный момент празднования еврейской Пасхи - вечерняя трапеза (Седер). Она устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Для правильного проведения Седера от Федерации еврейских общин России в Улан-Удэ приехали два ученика ешивы (еврейское религиозное учебное заведение). Они со всей ответственностью подошли к проведению Седера.

pesah 3

Во время Седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательны символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального Седера. Вообще проведение Седера требует тщательной подготовки. Помещение, где будут находиться хозяева и гости, должно быть празднично украшено, ярко освещено, а стол красиво сервирован. Все вокруг должно способствовать созданию приподнятой праздничной атмосферы.

- Ритуал Седера детально разработан много веков назад и зафиксирован в Пасхальной Агаде. Проводит Седер обычно глава семьи. Для тех евреев, которые не могут отметить праздник дома, проводятся общинные Седеры, позволяющие познакомиться с порядком его проведения, - отмечает Анна Амагзаева.

Символы вечерней трапезы

Мацу едят в память о том, что во время исхода евреи пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень - марор (тертый хрен на листе салата) и хазерет (измельченный хрен с салатом) - символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые евреями, пока они были рабами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

pesah 8

- Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Она должна выпекаться за 18 минут, иначе начнется процесс брожения и маца станет некошерной на Песах, - подчеркивает председатель местной иудейской религиозной организации в Улан-Удэ Александр Палей.

pesah 6

На кеару (поднос) кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и кусочек луковицы или вареного картофеля (карпас). За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига. По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Элияху (Илии), который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха и наступлении «дня Господня». Одно из обязательных условий Седера - приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: «В будущем году в Иерусалиме!».