Для водителей размер санкций составит 3 тысячи, для должностных лиц – 10 тысяч, а для юридических –  50 тысяч рублей. Такие цифры были озвучены на очередном заседании Общественного совета при Минтрансе Бурятии 11 февраля.

В ходе обсуждения отдельные члены совета выступили против подобной системы штрафов. Высказывалось мнение, что для начала необходимо призвать к порядку службы заказа такси, которые активно сотрудничают с «бомбилами», и только после этого решать вопрос о едином цвете для легальных такси. Тем не менее, большинство членов Общественного совета инициативу Минтранса поддержало.

Неправильный цвет

Напомним, ещё в 2012 году на сайте правительства Бурятии стартовал народный опрос по выбору цветовой гаммы для такси. Жителям республики предлагалось несколько вариантов, в том числе красный, синий и зелёный цвета, однако большинство респондентов всё же предпочли белый и жёлтый.

В марте 2014 года на одном из правительственных заседаний республиканское Министерство транспорта остановилось на жёлтом цвете. Приводилось множество аргументов. В частности, в ведомстве отмечали, что такой стандарт поможет пассажирам легко распознать машины в транспортном потоке и станет своеобразной гарантией качества: садясь в жёлтое такси, жители республики могут быть уверены, что у водителя есть лицензия и он соблюдает все требования безопасности. В Минтрансе даже ссылались на научные исследования и заявляли, что автомобили яркого цвета попадают в ДТП намного реже остальных.

В сентябре 2014 года Народный Хурал принял законопроект во втором чтении. Правда, не обошлось без прений. Часть депутатов предложила утвердить жёлтый стандарт только в столице Бурятии и не трогать районы, другие делали упор на инновациях в мировой автомобильной практике.

На заседании Общественного совета 11 февраля председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса Бурятии Юрий Санжанов сообщил, что все такси, которые получили лицензию на деятельность до 1 января 2015 года, должны «пожелтеть» к июлю. А поскольку ответственности за «нарушение» цветовой гаммы российским законодательством не предусмотрено, Минтранс Бурятии решил выступить с такой инициативой на республиканском уровне. Размер штрафа составит 3000 рублей для водителей, 5000 рублей – для должностных лиц и 50000 – для юридических. При этом отслеживать нарушения будет Минтранс, а составлять протоколы уполномочат сотрудников ГИБДД.

- Это даст возможность осуществлять контроль на территории всей республики, – отметил Юрий Санжанов. – Прошу поддержать данный нормативно-правовой акт.

«Легалы» против «бомбил»

В Минтрансе отмечают, что закон о едином цвете для такси заработает лишь в том случае, если в республике утвердят систему штрафов для нарушителей.

- Такси не будут иметь жёлтый цвет, если не будет административной ответственности за нарушение, – заявил Санжанов. – Поэтому до 1 июля мы вносим изменения в республиканский закон «Об административных нарушениях».

Тем, кто ещё не перекрасил автомобили, вместе со сменой цвета придётся поменять и документы.

- Цвет определяется по документам, которые предоставляет владелец транспортного средства. Написано «жёлтый» – соответственно, есть разрешение. Если будет написано «чёрный», то разрешения нет, – пояснил Санжанов.

Смена цвета обойдётся таксисту примерно в 30-50 тысяч рублей. Правда, можно покрасить в жёлтый не весь кузов, а лишь его часть. Легальные перевозчики, озабоченные недобросовестной конкуренцией со стороны диспетчерских служб, охотно поддержали эту инициативу.

- С начала года подано 16 заявлений на автомашины жёлтого цвета, то есть процесс идёт, – сообщил Санжанов.

Правда, каким образом отслеживать «бомбил» и отличить их от автомобилистов, которые просто решили «подбросить» попутчика и немного заработать на бензин, пока неясно.

- Процесс приёма и поиска заявок со стороны населения в диспетчерские службы государством не контролируется, – подчеркнул Юрий Санжанов. – В данном случае они должны размещать свои заказы среди легальных такси. Другое дело, что такие службы могут злоупотреблять своими правами и размещать свои заказы не только среди официальных перевозчиков, но и в базах «бомбил». Это уже будет являться нарушением.

Ситуацию осложняет то, что определить правовой статус подобных диспетчерских  служб могут только на федеральном уровне. Соответствующий закон пока находится на стадии разработки.

- Полномочия регионов ограничены только возможностями цветового регулирования, всё остальное – это полномочия Российской Федерации. Сейчас рассматривается порядка шести законопроектов, поскольку во многих субъектах России сложилась довольно напряжённая ситуация в сфере деятельности такси,  – сообщил Санжанов.

От членов Общественного совета поступило предложение: сначала дождаться приятия соответствующих мер на федеральном уровне и уже после этого вводить «единый цвет» для такси. Озвучили дату – с 1 января 2016 года. Споры вызвало и право владельцев авто на «частичную покраску».

- Давайте установим какой-то норматив: если уж красят, то пусть красят в жёлтый полностью, – отметили члены совета.

Однако большинством голосов предложение Минтранса о введении штрафов для нелегальных таксистов всё же поддержали. Предложенная ведомством система штрафов начнёт действовать с 1 июля 2015 года – в случае, если эту инициативу поддержат депутаты Народного Хурала Бурятии.