Проблему пересечения границы России и Монголии в МАПП «Кяхта» 10 февраля обсудили депутаты Хурала Бурятии с руководством пограничного управления ФСБ России и Бурятской таможни.

Реконструкция затягивается

Напомним, безвизовый режим между Россией и Монголией введен 14 ноября 2014 года. А еще с 1 июля МАПП «Кяхта» начал работу в круглосуточном режиме по легковому и пассажирскому направлениям. Более двух лет продолжается реконструкция пункта пропуска, которая должна завершиться в этом году. Реконструкцией предусмотрено строительство нового здания вокзала для устранения реверсивного движения на пассажирском направлении, здания для эксплуатации и размещения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК), дополнительных павильонов таможенного контроля. Реконструкция предусматривает обустройство четырех новых полос движения транспорта и расширение двух существующих полос движения на грузовом направлении.



Однако, как выяснилось, реконструкция затягивается и, кроме того, она не поможет решению проблемы очередей.

- Пропускная способность превышена почти в три раза – при норме нагрузки в тысячу человек МАПП «Кяхта» в пиковые периоды проходят 2,8 тысячи граждан. Выходом из проблемы могло бы стать завершение реконструкции таможенного пункта. Но сегодня работы стоят, подрядчик не выполняет обязательства, Росграница ставит вопрос о расторжении договора. Но реконструкция позволит повысить пропускную способность всего на 5%. На такой поток, как сейчас, пункт пропуска не рассчитан. Ресурсы наши на сегодня исчерпаны, - признался начальник Бурятской таможни Виктор Томин.

Замедляет время прохождения границы и реверсивный поток движения, который не позволяет одновременно оформлять автомобили на въезд и выезд.

Заработает «зеленый коридор»

Депутат Бато Семенов возмутился отсутствием в аэропорту Улан-Удэ «зеленого коридора».

- На западе страны есть понятие «зеленого коридора», когда свободно проходишь контроль. У нас его нет почему-то. Прилетаешь в Москву из Таиланда, зеленый коридор есть, прилетаешь в Улан-Удэ и часами стоишь, ждешь окончания досмотра. Все вынуждены толкаться в маленьком зале, таскать тяжелые чемоданы, тележек в аэропорту у нас нет. Почему все против людей?

Начальник Бурятской таможни Виктор Томин сообщил, что при реконструкции предусмотрено создание «зеленого коридора», который ускорит прохождение таможенного контроля. Однако начальник таможни напомнил, что «зеленый коридор» не освобождает от таможенного контроля, и через «зеленый коридор» можно перемещать только товары, не подлежащие обязательному декларированию.

Депутата, тем не менее, такой ответ не удовлетворил, и он вновь привел в качестве примера таможенников Москвы.

- В Домодедово стоит ваш коллега и по глазам может выявить нарушителя из толпы, почему у нас так нельзя работать?

Виктор Томин пояснил, что Бурятия входит в зону повышенных рисков, поэтому досмотру граждан уделяется повышенное внимание.

- Существует система управления рисками, и Бурятия входит в опасную зону. За 2014 год возбуждено 125 дел по фактам контрабандного провоза различных товаров, - сообщил начальник таможни.

Виноваты криминальные структуры

Первый заместитель начальник пограничного управления ФСБ России по РБ Сергей Сундуков сообщил, что очередь создают сами монголы.

- Очередь создается искусственно. Жители приграничного поселка Алатн-Булаг вклиниваются в очередь, не дают ей двигаться, а потом продают свои места в очереди. Здесь замешаны и криминальные структуры, - сообщил он.

Проблему решит электричка

Выходом из создавшейся ситуации на границе может стать железнодорожный транспорт, который в настоящее время задействована лишь на 20%.

- Поезд ездит из Монголии в Россию четыре раза в неделю, один вагон занимают пассажиры до Иркутска – это 45 человек, - сообщил начальник пограничного управления ФСБ по Бурятии Валерий Резниченко.

Депутаты предложили направить инициативу о пуске дополнительной электрички в Росграницу.

- Пуск поезда между Бурятией и Монголией - это резерв, который поможет ликвидировать пробки на МАПП «Кяхта», - резюмировал Валерий Резниченко.