Восточный вектор во внешней политике России сулит Бурятии большие экономические перспективы, в том числе и в сфере туризма. И первые впечатления от посещения нашей республики у гостей сложатся в Кяхте, которая исторически является воротами нашей страны в страны Азии и столицей великого чайного пути. Однако без должной поддержки и популяризации и этот бренд может кануть в Лету.

В ожидании турпотока

Согласно исследованиям ведущих иностранных экспертов в области туриндустрии, в ближайшие годы самыми активными туристами станут жители стран Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь Китая.

В этом плане приграничная Бурятия со своей культурой и озером Байкал имеет все шансы стать туристической Меккой для туристов. Одним из первых мест большого путешествия в России может быть Кяхтинский район. В настоящее время заканчивается строительство автодороги Улан-Батор - Пекин, которая станет крупнейшей транспортной артерией, связывающей Китай, Монголию и Россию. Отметим, что в районе уже готовятся к будущему наплыву гостей. Например, реализуется один из крупнейших инвестиционных проектов по созданию кластера «Кяхта». Общее финансирование проекта  превышает 1 млрд 600 млн рублей.

- Реализация проекта позволит району увеличить туристский поток до 350 тысяч человек в год, - сказал нам глава Кяхтинского района Александр Буянтуев.

В следующем году заканчивается реконструкция международного автомобильного пункта пропуска «Кяхта» и автотуристский кластер станет крупнейшим таможенно-пропускным пунктом с развитой туристской инфраструктурой.

- Чтобы туристский бренд Кяхты развивался, над ним необходимо работать. Ведь может получиться так, что Кяхта окажется лишь транспортным коридором к Улан-Удэ, Иркутску или же Байкалу, - говорит Николай Фильшин, председатель ассоциации изучения великого чайного пути в городе Кяхте.

Несмотря на то, что великий чайный путь прекратил свое существование,  Кяхта до сих пор считается его столицей. По крайней мере, пока.

- Количество туристов существенно возросло. Однако говорить об увеличении интереса у гостей к району и городу пока не приходится, - рассказывает Фильшин. – Если посмотреть цифры, то за прошлый год в расчете на одного прибывшего туриста в наш район сумма предоставляемых услуг составила 20 рублей. Это фактически стакан чая и кусок хлеба.

Поэтому сейчас нужны значительные усилия по улучшению туристической привлекательности старинного купеческого города.

Китайский конкурент

Есть еще одна проблема. В последнее время роль Кяхты, как столицы чайного пути, начинает ставиться под сомнение. Причем в самой России.

- В сентябре этого года уральский город Кунгур официально зарегистрирован чайной столицей России. Они начали активно развивать этот бренд не только в нашей стране, но и в Китае. А ведь Кунгур стал известен как чайный город только на закате знаменитой торговли, - говорит Николай Фильшин.

Факт вдвойне удивителен. Ведь именно в Кяхте находится краеведческий музей им. академика Обручева, который известен и в России, и за рубежом. В музее хранятся порядка 120 тысяч уникальных экспонатов, большая часть из которых посвящена роли города в истории чайного пути. К сожалению, в последние десятилетия музей редко получал средства на пополнение фондов и работу по привлечению туристов, что существенно пошатнуло его позиции. И лишь в преддверии юбилея о краеведческом музее наконец вспомнили.

- Осенью следующего года нашему музею исполняется 125 лет. В течение всего года нами будут проводиться разные мероприятия, в том числе с приглашением иностранных гостей. Кроме того, наш район станет и площадкой международного форума по историко-культурному туризму, - рассказывает Дмитрий Захаров, научный сотрудник Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева.

Возродить былую славу

По мнению Николая Фильшина, историко-культурное наследие купеческого города сегодня используется не в полной мере.

- Наш краеведческий музей может стать одной из основных доходных статей как города, так и всего района. Со своей стороны мы уже взялись за решение этой задачи, - говорит председатель ассоциации изучения великого чайного пути.

- На прошедшем 3-м международном саммите муниципалитетов на великом чайном пути в городе Уйшань было принято решение о создании союза городов в рамках нашего проекта. Важно, что участие в саммите приняли губернаторы аймаков Монголии. Мы были в этом заинтересованы, ведь Кяхте важно развивать только сухопутный вариант проекта, иначе есть риск остаться в стороне, - рассказывает Николай Георгиевич.

Члены кяхтинской ассоциации принимают участие во всех экспедициях в рамках международного проекта.

- В 2011 году мы проехали от Хух-Хото до Иркутска. Этот маршрут уже отработан, но возникла проблема с тем, что в Монголии нет ни одной экспозиции, рассказывающей о чайном пути. А ведь на территории Монголии находился знаменитый китайский купеческий город Маймачен, - говорит Фильшин.

Сегодня помимо фундаментов там ничего не сохранилось.

- Считаю, что можно было бы возродить дореволюционный российский консульский дом в Улан-Баторе в качестве музея на чайном пути. Ведь в нем более 50 лет проработал генеральным консулом наш прославленный земляк Яков Шишмарев. Его вклад в укрепление отношений между Россией, Монголией и Китаем огромен. Для решения вопроса необходима заинтересованность как правительства Монголии, так и нашей республики, а также Иркутской области, - говорит Николай Георгиевич.

В кяхтинской ассоциации изучения великого чайного пути уверены, что возродить былую славу Кяхты и привлечь иностранных туристов в район возможно. Главное, чтобы в этом была заинтересованность не только у жителей, но и у руководства района и республики.

Великий чайный путь

Родиной чая считается Китай, в частности местность вокруг города Ханькоу. Он стал началом одного из великих чайных путей. Отсюда чай перевозился водным путем на лодках-джонках до города Тянцзинь, откуда и выдвигался караван в Кяхту. Из Кяхты начинался российский маршрут чайного пути, который дальше шел в разные страны Европы. Чай перевозился либо на волах, на которых были большие вьюки с чаем, либо на верблюдах. При этом каждый караван сопровождало около 300-х сотен человек, а то и больше. При этом время в пути у одного каравана могло длиться почти год.

Кяхта исторически считается столицей чайного пути, потому что караваны, которые отправлялись в Европу, формировались здесь. Самые влиятельные и богатые купцы жили в торговой слободе Кяхты. При этом чаеторговля в Кяхте составляла треть всего таможенного оборота Российской империи. Такие купеческие фамилии, как Швецовы, Немчиновы, Лушниковы и многие другие, в XIX веке были известны по всему миру, как сегодня фамилии Рокфеллеров и Ротшильдов.

Упадок чайного пути пришелся на момент открытия Суэцкого канала, когда основные товары из Китая стали доставлять морем из Ханькоу и другим приморским городом через Суэцкий канал в Европу. Окончательный упадок торговли в купеческой Кяхте пришелся со строительством Транссибирской железной дороги.