С 2007 года на Улан-удэнском авиационном заводе, входящем в холдинг «Вертолеты России» стартовала программа по модернизации оборудования и внедрению высокотехнологичного промышленного производства. Перед предприятием остро встал вопрос нехватки высококвалифицированных рабочих кадров, который призван решить Авиационный техникум
За последние годы экономика России стала значительно отставать по темпам роста не только от развитых государств запада, но и от недавних стран третьего мира. Чтобы не потерять национальный и экономический суверенитет нашей стране необходима широкая модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Добиться этого можно с помощью высококвалифицированных специалистов, людей обладающих активной гражданской позицией, тех кто станет патриотом своей профессии. Поэтому перед страной стоит задача повышения престижа рабочих профессий и создания предпосылок для промышленного скачка, который вытянет за собой всю экономику России. Одним из путей решения данной проблемы является интеграция рабочих профессий в высокотехнологические отрасли промышленности по методике WorldSkills. С 2011 года Россия стала членом данного международного рабочего движения, сравнимого с олимпийским и отвечающего стандартам промышленного производства развитых стран.

World Skills Russia

С 30 октября по 3 ноября 2014 года в Екатеринбурге состоялся первый национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности World Skills Russia. На нем побывала и делегация Бурятии в составе заместителя управляющего директора по персоналу Улан-удэнского авиазавода Романа Холостова и директора авиационного техникума Леонида Будаева.

- Задачей чемпионата является анализ того, что мы имеем сегодня в области рабочих профессий в высокотехнологичных отраслях. Это нужно для того, чтобы сделать вывод, каким образом необходимо развивать современное производство и подготовку рабочих кадров. Чемпионат проводился в соревновательном формате по 13 компетенциям, наиболее востребованным в российской промышленности. В их числе мехатроника, электроника, металлообработка, мобильная робототехника и другие направления, за которыми технологическое будущее и научный прогресс, - говорит Леонид Будаев, директор Улан-Удэнского авиационного техникума.

Инициатором национального чемпионата стала Госкорпорация «Ростех», которая провела соревнования в рамках системного проекта Агентства стратегических инициатив «Рабочие кадры для высокотехнологичных отраслей». На чемпионат приехали представители ведущих холдингов и корпораций, в том числе и холдинга «Вертолеты России». Ведь именно на них лежит ответственность за опережающее развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе и в регионах страны, таких как Республика Бурятия.

- Мы поняли, что образовательные методики, которые совместно внедряются Улан-Удэнским авиазаводом и Авиатехникумом, сегодня являются одними из передовых для всей авиастроительной отрасли России, подтверждением этого является то, что доклад Холостова Р.А., заместителя управляющего директора ОАО «УУАЗ», о взаимодействии между заводом и техникумом вызвал большой интерес среди участников Деловой программы национального чемпионата. Также в рамках Деловой программы чемпионата обсуждались проблемы и развитие авиационной отрасли и в целом всего машиностроения. Кроме того обсуждался вопрос о продвижении World Skills в регионах, об организации региональных чемпионатов WorldSkills Russia. В Бурятии в ближайших планах провести региональный чемпионат WorldSkills Russia. По его итогам наши ребята смогут принять участие в национальном чемпионате уже в следующем году, - рассказывает Леонид Геннадьевич.

Престиж образования

В качестве эксперимента студенты авиационного техникума уже принимали участие весной этого года в Открытом сибирском чемпионате WorldSkills Russia в Новосибирске.

- Соревнования такого рода нужны Бурятии, ведь в последний год происходит спад промышленного производства, обесценивается труд рабочих, вследствие чего падает престиж среднего профессионального образования. В этом плане авиационный техникум стоит особняком, ведь руководство нашего авиазавода уделяет значительное внимание престижу рабочих специальностей и подготовке молодых кадров. И мы это уже почувствовали, ведь впервые за многие годы у нас был конкурс при поступлении, - отмечает директор авиационного техникума.
В нашей стране уже давно проводятся и олимпиады среди ССузов по специальностям среднего профессионального образования, в которых результаты бурятских студентов довольно высоки. Немалая заслуга в этом преподавательского состава учебных заведений Бурятии. К примеру, в авиационном техникуме сегодня работают кандидаты технических и педагогических наук, аспиранты, заслуженные учителя России и Бурятии, а также почетные работники среднего профессионального образования.

- Наши студенты являются призерами всероссийской олимпиады по специальности «производство летательных аппаратов». Тем не менее существуют определенные проблемы. Связаны они в первую очередь с тем,что студенты проходят довольно длительный период адаптации непосредственно на производстве.То есть теоретически мы готовим хорошо, а практически - отстаем. Поэтому авиазавод совместно с правительством республики взял на себя ответственность по оснащению техникума передовым комплексом учебно-методическихлабораторий на общую сумму порядка 50 млн. рублей, - говорит Леонид Геннадьевич.

Лаборатории будущего

Сегодня закуплены 10 современных лабораторий, отвечающих самым передовым стандартам технического образования, аналогов которым нет ни в одном учебном заведении России. Также правительством республики предусмотрено софинансирование на проведение капитального ремонта помещений для размещения этого учебного комплекса.

занятие в CAD-CAM лаборатории

- Эти лаборатории позволят готовить специалистов не только сегодняшнего дня, но и с перспективой на будущее, - говорит директор техникума - К примеру первая лаборатория предназначена для изучения и развития производства в таком направлении как мехатроника. Это основа всех двигательных процессов, робототехники, автоматизации, т.е. будущее научно-промышленного прогресса. Вторая лаборатория обучает сквозному проектированию, т.е. всему процессу от чертежа до выхода детали со станка с применением инженерной графики. Третья лаборатория развивает знания и навыки предыдущей с помощью вывода модели на специальные станки, которые изготавливают эту деталь, т.е. каждая лаборатория имеет свои функции и задачи.

Монтаж и установка современного учебного комплекса начнется с декабря этого года. При этом все лаборатории уже адаптированы к площадям техникума.

- Теперь задача, чтобы до 80 процентов всего практического обучения производилось в этих лабораториях, а оставшиеся 20 - на самом производстве, в том числе и для студентов первого курса. Ранее наши студенты проходили всю практику на авиазаводе, что приводило к тому, что рабочим приходилось отвлекаться на студента, терять время, что сказывалось на графике изготовления вертолета, - говорит Леонид Будаев.

На сегодняшний день Улан-Удэнский авиационный техникум проводит обучение по двум специальностям:«технология машиностроения» и «производство летательных аппаратов». Именно специалисты в этих областях нужны непосредственному работодателю студентов – авиазаводу, так что на очное обучение ребята поступают на бюджетной основе. Поэтому все, кто заканчивает учебное заведение в последующем без проблем устраиваются на предприятие.

Как отмечают специалисты технических отраслей промышленности, такой подход к образованию в будущем позволит России стать одним из индустриальных и инновационных лидеров XXI века, стать основой мировой экономики.

Справка

Авиационный техникум вновь образован в июне 2014 года, хотя свою историю ведет с момента образования Улан-Удэнского авиационного техникума в 1950 году. В период с 1993 по 2014 год техникум был в составе Улан-удэнского инженерно-педагогического колледжа. На сегодня в учебном заведении проводится обучение по двум специальностям: «технология машиностроения» и «производство летательных аппаратов».

На данный момент в среднем профессиональном учебном заведении обучается 350 студентов дневной формы обучения и около 500 – заочно.

World Skills International (WSI) - международное некоммерческое движение сравнимое с олимпийским, целью которого является повышение статуса профессионального образования и развитие стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Основной деятельностью организации является проведение конкурсов профессионального мастерства World Skills в различных странах. Россия стала 60-й страной, вступившей в международное движение WorldSkills в 2012 году после визита в Россию Президента WSI Саймона Бартли.