Планируется, что дацан будет реконструирован к своему 100-летнему юбилею и к августу 2015 года приобретет свой изначально задуманный вид, сообщила руководитель службы информации Санкт-Петербургского дацана Алла Намсараева.

«Когда дацан только начал возводится в 1909 году, существовал большой проект, каким он должен был стать. Постоянные молебны проходили в еще не до конца завершенном здании. На доведение проекта до конца не хватало денег. А потом наступил 1917 год, и ламам стало не до этого. В советское время в дацане размещались различные учреждения. Лишь 25 лет назад, в 1989 году, дацан передали верующим. Сейчас восстановление и реконструкция будут проводиться по эскизам и чертежам начала прошлого века. Вся фасадная часть будет очищена, и на ней будут установлены буддийские ритуальные предметы, которые должны были быть там изначально», — пояснила Намсараева.

Она добавила, что хотя первый молебен в храме был совершен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых, столетний юбилей будет отмечаться в августе 2015 года, когда дацан был освящен. Реставрация будет проводиться за счет городского бюджета. Уже известно, что на проведение первоочередных фасадных и кровельных работ направлено более 14 миллионов рублей.

«Дацан является памятником архитектуры федерального значения, но он находится на балансе города. Мы вошли в большую адресную программу, и город выделил нам деньги. Тендер на работы выиграла организация «Возрождение Петербурга», — сообщила Намсараева.

Собеседник агентства также рассказала, что в этом году российские буддисты отмечают значимый для них юбилей — 250-летие с момента «основания института Пандито Хамбо-ламы».

«В 1764 году Екатерина II учредила пост единого главы буддистов России. Кстати, буддизм стал второй после православия официально признанной религией страны. После того как императрица учредила этот пост, буддисты признали ее воплощением Белой Тары — одного из больших буддийских божеств. Российский буддизм всегда был связан с Санкт-Петербургом как со столицей Российской империи», — подчеркнула руководитель службы информации дацана.

Сегодня только в Санкт-Петербурге насчитываются порядка 30 тысяч буддистов, хотя точное их количество определить трудно.

«Никто особо не считал буддистов в Санкт-Петербурге. Те, кто к нам приходят, это преимущественно выходцы из традиционных буддийских регионов России — Бурятии, Калмыкии, Тувы и части Алтая, а также монголы, тайцы, приверженцы дзен буддизма, вьетнамцы — не только приверженцы тибетского направления Гелук, который развит на территории России, но также приверженцы других буддийских школ», — отметила Алла Намсараева.