распределение вариантов КИМ по часовым поясам Российской Федерации;
формирование открытого банка заданий ЕГЭ;
наличие стационарных и переносных металлоискателей в ППЭ;
организация видеонаблюдения в помещениях ППЭ;
присутствие в ППЭ федеральных общественных наблюдателей;
присутствие в ППЭ федеральных инспекторов;
перекрестная проверка части С;
зафиксированное ответственное отношение глав субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти.

По всем предметам по сравнению с 2013 годом наблюдается понижение результатов. Данные 2014 года сопоставимы с данными 2010-2011 годов. Сократилось количество стобалльников в 3 раза. Докладчик отметил, что фиксируется необходимость изменений структуры КИМов. В частности, заявлена необходимость отменить задания с выбором ответов. Задания же с кратким ответом и творческие задания с развернутым ответом необходимо оставить в КИМах. Александр Бисеров сообщил, что до 1 сентября 2014 года будут опубликованы демонстрационные варианты ЕГЭ-2015. Отмечено, что меры информационной безопасности будут совершенствоваться, количество ППЭ в следующем году будет сокращаться. Докладчик призвал коллег быть максимально практико-ориентированными на данном совещании, выдвигать и рассматривать в рамках дискуссий конкретные рекомендации.

Вячеслав Анисимов, председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия выступил с докладом о ЕГЭ, как составной части системы оценки качества образования. ЕГЭ в 2014 году можно выделить отдельной строкой во всей истории существования данной формы итоговой аттестации. Новый порядок, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, направлен на обеспечение максимально объективного, независимого и честного проведения итоговой аттестации, создание благоприятных и комфортных условий для всех участников ЕГЭ. Содержательных изменений контрольно-измерительных материалах не произошло, однако, впервые в 2014 году ФИПИ выставил открытый банк заданий ЕГЭ, который предназначен для ознакомления будущих участников экзаменов и всех заинтересованных лиц с заданиями в рамках государственной итоговой аттестации. Председатели всех предметных комиссий прошли обучение в ФИПИ по вопросам реализации единых подходов к оцениванию заданий с развернутым ответом. Обучены и прошли квалификационные испытания все эксперты предметных комиссий.

Подготовка к проведению единого государственного экзамена в 2014 году в Республике Бурятия проведена согласно утвержденному Плану-графику. Контроль исполнения намеченных мероприятий осуществляется Межведомственной республиканской рабочей группой по подготовке и проведению ЕГЭ в Республике Бурятия, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия. 1020 человек аккредитованы в качестве общественных наблюдателей ЕГЭ. На всех экзаменах досрочного и основного этапов контроль осуществлялся федеральным инспектором Константином Карасевым. Вячеслав Анисимов отметил, что проблемными предметами при сдаче ЕГЭ в Республике Бурятия по-прежнему остаются математика и физика. Докладчик предложил обсудить на федеральном уровне вопрос о возможности выдавать аттестат о среднем полном общем образовании ученикам, не сдавшим ЕГЭ для их возможного поступления в учреждения СПО.

Алексей Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» фиксировал «уроки», которые необходимо извлечь по итогам государственной итоговой аттестации 2014 года, представил направления развития общероссийской системы оценки качества общего образования. Алексей Воронцов определил, что главным социальным итогом ЕГЭ-2014 является тот факт, что впервые со времен советского периода были получены объективные результаты. Мы получили то, чему научили детей. Призвал не наказывать регионы, муниципалитеты, школы, педагогов за полученные честные результаты, а проанализировать и понять причины сложившейся ситуации и избежать принятия быстрых управленческих решений, направленных на сворачивание результатов. Отметил, что главным риском в образовании является то, что мы в последние годы наблюдаем сворачивание инновационных подходов и усиление роли консервативных течений в системе образования.

В отношении значимости оценочных процедур привел в качестве примера три модели – Китая, Финляндии и Сингапура. По мнению Алексея Воронцова, экспертному сообществу Российской Федерации имеет смысл подробно познакомиться с опытом Сингапура.

Алексей Воронцов выдвинул три гипотезы, почему в этом году получены такие результаты ЕГЭ.

Гипотеза 1.

Изменились приоритеты в оценочных процедурах в связи с введением ФГОС ступеней общего образования. Акцент в соответствии с требованиями ФГОС сделан на внутриклассное (формирующее) оценивание, которое опирается на безотметочное обучение;
В нормативном пространстве фиксируется отсутствие документов, задающие четкие ориентиры оценки в классе;
Отсутствуют и общесистемные ресурсы (включая современные КИМы) для учителей для проведения оценки в классе;
Нет механизмов, обеспечивающих овладение учителем квалификацией и опытом проведения оценки в классе;
Нет требований о предоставлении информации об оценке в классе основным заинтересованным лицам.

Гипотеза 2.

Акцент за последние 7 лет делался на финансово-экономические и организационные проблемы образования;
Содержание образования ушло на второй план на всех уровнях. Благодаря ЕГЭ, а теперь ОГЭ учащиеся могут свести образование к двум основным предметам: математике и русскому языку;
РАО не определяет стратегию развития содержания образования;
Прекратились научно-исследовательские разработки по направлению содержания образования.

Гипотеза 3.

Соединение контрольно-оценочных функций в одних руках ведет к блокированию эффективности и качества образования;
Рособрнадзор – контролирующий орган, его функции должны быть связаны с инспекцией (например, лицензионных требований);
Региональный центр оценки качества – экспертный орган, его функция – экспертная. Нам не хватает экспертных организаций.

Алексей Воронцов внес некоторые предложения в резолюцию VI Байкальского образовательного форума:

наложить временный мораторий на изменения ГИА 11 класса до 2020г. Сосредоточить силы на разработке ГИА 9 класса;
продолжить работу над совершенствованием ГИА 11 класса в экспериментальном (пилотном) режиме: учет внеучебных достижений, устная часть ГИА, уровневая работа;


рекомендовать в кратчайшие сроки ввести в действие концепцию общероссийской системы оценки качества общего образования, одобренную на V Байкальском образовательном форуме;


рекомендовать Минобрнауки России внести изменения в регламент Рособрнадзора: развести функции контроля и оценки;
инициировать научно-исследовательские разработки в области содержания образования, современной дидактики, разработать концепции современных УМК;


инициировать появление разных примерных основных образовательных программ;


для обеспечения своевременной обратной связи и коррекции ООП необходимо запустить общероссийские региональные мониторинги по изучению отдельных направлений реализации ООП силами общероссийских и региональных центров оценки качества образования. Для этого Минобрнауки России необходимо разработать нормативный акт о порядке проведения мониторинга и использованию его результатов;
необходимо поднять роль и ускорить процесс создания в регионах системы независимой оценки качества образования.

Светлана Бакулина, заместитель министра образования и науки Самарской области, отметила большие изменения в ЕГЭ, например, доставка материалов органами Спецсвязи. Сообщила, что 7% девятиклассников Самарской области не получили аттестат об основном общем образовании. Область оказались не готова к таким результатам. Также Светлана Бакулина отметила, что необходимо работать над программным обеспечением для проведения ЕГЭ, материалами ГИА. Задания ГИА в разных КИМах не равноценные, нужно приводить их к единым требованиям. Светлана Бакулина внесла некоторые предложения по процедуре ЕГЭ:

начинать экзамен в 9.00;
наладить взаимодействие с сотрудниками Ростелекома;
организовать обучение он-лайн наблюдателей;
дать возможность регионам и школам выбирать предметы для сдачи обязательных предметов в формате ЕГЭ (помимо математики и русского языка).

Константин Масюлис, заместитель министра образования и науки Красноярского края, говорил о направлениях контроля качества образования:

наличие документов, регламентирующих организацию образовательного процесса;
наличие и соответствие локальных актов действующему законодательству в области образования;
соответствие содержания образования требованиям ФГОС.

Докладчик отметил, что «белыми пятнами» остаются оценка качества подготовки выпускников.

В завершение совещания Александр Бисеров внес предложение - в следующем году обсуждать не результаты ЕГЭ, а содержание контроля качества образования.