– Конечно, мы проводили и до этого много больших и очень крупных мероприятий. Но в конференции «Буддизм в изменяющемся мире» приняли участие почитаемые и высокие духовные лица с известными именами. Мы смогли понять, как идет процесс развития буддизма в мире. Для нас это очень важно в плане перспектив дальнейших научных исследований. Становится понятно, как выстраивать диалог с буддистами Северной Индии, - отметил ученый.

Готовность к диалогу с Китаем

Выяснилось, что сейчас началась интенсивная работа над составлением тибетско–английского словаря с колоссальным объемом – около 300 тысяч слов. Бурятским ученым предложили подключиться к этому процессу и начать делать версию словаря на русском языке.

- Это очень удобный момент для подключения к этой ответственной работе. И это редкий шанс, который нам предоставила Дхармасала, – отметил Борис Базаров. – Кроме этого намечен ряд конференций. В том числе по известному посланию Далай-ламы, который предложил развивать буддизм в изменяющемся мире. Наконец, вопрос часто обсуждаемый – восточно-медицинский фармакологический кластер. Два крупных буддийских деятеля в этой сфере готовы помогать нам, привлечь силы знаменитого Меценкана и предоставить для нас проекты, уже осуществленные с некоторыми американскими университетами. Это большой круг лекарств, интересны их подходы к лечению онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний и внутренних органов. Их консультации будут для нас бесценны. Поэтому тибетскую медицину мы выделили в отдельный раздел наших конференций, которые будут проходить в отдельном режиме. Более того, они готовы предоставить материалы и Российской медицинской академии.

Также ученый отметил, что прошедшая конференция вызвала большой резонанс. Ее участники были единодушны в том, что буддизм с самого начала находился в изменяющемся мире. Современный же мир дает новые формулы для понимания этого учения.

- Для меня было откровением постановка проблемы от Самдонг Ринпоче. По его словам, опыт буддизма после 1959 года наводит на то, что кроме сугубо отрицательных явлений для судьбы тибетского народа есть и такое явление, что буддийский мир стал более открытым, начал развиваться в других странах. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Они смогли уйти та «гималайской закрытости». И в то же время Китай с 1959 года изменился очень сильно. Есть новые мотивы, которые позволяют перевести диалог в конструктивное русло. Я лично почувствовал готовность высшей элиты Тибета на диалог с Китаем. Это промелькнуло в нескольких моментах, мы напряженно работали в некоторых секциях. Наши манускрипты заинтересовали гостей конференции, и это тоже дает новые возможности для диалога.

Почтили Нагов

Далее слово дали профессору Леониду Янгутову. Он подробнее рассказал о работе секций, на которые разделилась конференция. По его мнению, особое внимание на конференции уделили сочетанию буддизма и науки. Роберт Турман заявил, что многие буддийские постулаты могут дополнить науку. Самдонг Ринпоче сказал, что в буддизме главное не строительство храмов, а образование, и призвал, чтобы врачи были не просто «ремесленниками», а искренне сострадали больным. Сейчас этому начинают обучать в западных университетах. Запомнилось и выступление монгольского хамбо-ламы Дамбажава, который рассказал, как в монгольских школах вводятся уроки по буддизму.

Профессор Ирина Урбанаева добавила мысль, что буддизм не может как учение сводиться к узкой географической и национальной области.

- Некоторые журналисты накануне задавали вопросы – как эти зарубежные буддисты соотносятся с нашим бурятским буддизмом? Такого не бывает, – считает Ирина Урбанаева.

Вне конференции гостей возили на Байкал, чья природа не смогла оставить никого равнодушным. Там зарубежные гости и хозяева провели обряд почитания Нагов – духов воды Байкала, то, что по-бурятски называется «Лусад тахилга». После того, как основные гости разъехались, состоялись поездки Роберта Турмана и Самдонга Ринпоче по местам Агвана Доржиева. Их воодушевило то, что они увидели в наших дацанах.