В России он больше известен как отец голливудской кинозвезды Умы Турман. В США журнал «Таймс» назвал Турмана одним из 25 самых влиятельных людей Америки. 73-летний папа кинодивы давно знаменит как известный во всем мире тибетолог и писатель, заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, первый американец, ставший тибетским монахом.

В 1987 году он вместе с голливудским актером Ричардом Гиром основал в Нью-Йорке «Тибетский Дом», известную благотворительную некоммерческую организацию для сохранения тибетской культуры. Его духовный наставник - Его Святейшество Далай-лама XIV. В попечительский совет входит и Ума Турман.

В Бурятию Роберт Турман прилетит для участия в международной конференции «Буддизм в изменяющемся мире». Она пройдет с 28 по 31 мая в Улан-Удэ. Организатор – Бурятский научный центр.

- Еще один почетный гость нашей конференции - профессор Самдонг Ринпоче. Но он не сможет в день прилета, 27 мая, прийти на пресс-конференцию. Зато после конференции два наших почетных гостя останутся в Бурятии еще на 2 дня, – сообщила infpol.ru профессор, доктор философии Ирина Урбанаева.

«Попал домой»

Напомним самые яркие факты из жизни Роберта Турмана. Он родился в 1941 году в Нью-Йорке. В одном из интервью он признался, что в 17-18 лет, как все молодые люди, пытался понять смысл жизни.

- Мне не нравилось, когда религиозные люди говорили, что понять это нам не дано, и «надо просто верить» в нечто совершенно неразумное, – говорил Турман.

В начале 60-х годов он бросил университет и уехал в Индию.

- Хиппи ещё не было, поэтому ко мне все относились очень дружелюбно — давали кров и еду. В Индии я встретил многих свами, суфиев..., и, в конце концов, добрался до тибетцев. И тут я почувствовал, что попал домой, – вспоминал Роберт Турман.

Интересно, что приобщению к буддизму Роберт Турман обязан и ученику знаменитого бурятского ламы Агвана Доржиева калмыцкому ламе Геше Вангъялу. Он один из тех юношей, кого Агван Доржиев успел отправить на учебу в Тибет после революции. Геше Вангъял пережил вместе с Далай-ламой все невзгоды эмиграции в Индию. Оттуда он в 1955 году прибыл в Нью-Йорк и стал священником в калмыцко-монгольской общине. Там он и познакомился с Робертом Турманом. Именно Геше Вангъял в 1964 году познакомил «безумного американца с острым умом и добрым сердцем, который неплохо говорит по-тибетски, кое-что смыслит в буддизме и хочет стать монахом» с Далай-ламой.

Так, в 24 года Турман стал первым европейцем, посвященным в тибетские буддийские монахи.

- Я хотел одного – навсегда остаться в этом сообществе ищущих Просветления, чья история насчитывает две тысячи пятьсот лет. Я хотел стать монахом. Моя духовная жизнь была богатой, полной прозрений и чудесных видений. Я чувствовал, что мне невероятно повезло, ибо мне выпала честь встретиться с великими учителями и великими учениями, и у меня было время постичь их и применить в своей жизни, – рассказывал он позже.

Буддист, но не монах

Но вернувшись в США, Турман понял, что не может вести монашескую жизнь. Учителя посоветовали ему посвятить себя изучению восточных языков, чтобы иметь возможность читать буддийские тексты в подлиннике. Так, Роберт Турман закончил Гарвард по специальности индология и с тех пор преподает в качестве профессора буддизм в Колумбийском университете. Написал множество популярных книг по философии буддизма и культуре Тибета. Перевел «Тибетскую книгу мертвых», «Основы тибетского буддизма». Его последняя книга «Внутренняя революция: жизнь, свобода и поиск истинного счастья» стала в США настоящим бестселлером.

- Я продолжаю оставаться буддистом, но уже не в качестве монаха, чем очень доволен. Иначе я не смог бы жениться на прекрасной женщине и родить таких замечательных детей, – считает Турман.

В 1970-м году у него родилась дочь, которой он дал буддийское имя Ума Каруна. Есть несколько версий происхождения этого имени. Первая – санскритская. По ней У́ма – супруга бога Шивы. Считается матерью богов Ганеши и Картикеи.

Некоторые считают, что Ума – европейское прочтение тибетского имени Юм. В Бурятии это имя чаще встречается в сочетаниях Юмжана, Юмдэлэг, очень редко Юмчен. В тибетском буддизме «юм» тоже близок по значению к санскритскому «ума». Юм – это мать, и, также, женский аспект божества Шивы. В буддийской философии юм – это высшее знание, интуиция, всеохватывающий женский источник, из которого все проистекает и куда все возвращается. Не зря название третьей части многотомника «Ганжур» называется именно «Юм».